Босые ноги, злые собаки и порт
Навожу камеру телефона на небольшой, вросший в землю деревянный дом с красивыми наличниками и слышу многоголосый лай. Лай стремительно приближается…
Я нахожусь в тупике на улочке Госпаровской, пришла сюда проверить — есть ли у нее потенциал стать гостевой. Чтобы попасть в тупичок, нужно пройти под мостом в створе улицы Профсоюзной или пролезть под трубами. В этой части улицы несколько домов — все они имеют типичный для Сибири декор. Eще здесь есть старые деревья, стволы такие толстые, что не обхватить. В целом вид улочки мог бы быть даже благостным, если бы все не разваливалось… Итак, я стою здесь, а на меня бегут две собаки, явно не в духе. Один пес пытается припугнуть: изображает, что вот-вот цапнет за ногу, обходит по кругу.
— Ладно-ладно, я уже ухожу, — примирительно разговариваю я с разбушевавшимся псом.
Понять, почему хозяева научили его пугать чужаков, я могу. Я пришла со стороны бесконечного ряда гаражей на улице Пристанской. Обошла заброшенные дома неподалеку от речного порта. С удивлением обнаружила, что один дом в самом удручающем состоянии (покосившийся, с частично заколоченными окнами, с туалетом и шлангом для мытья на улице) — еще жилой. И расселят жильцов только в конце 2022 года. А за ним — снова какие-то гаражи. В общем, я сама бы не доверяла человеку, пришедшему с той стороны.
Между тем когда-то это место было передовым. На улице Пристанской появились первая городская мостовая и фонари. Музей «Царская пристань», сейчас не видимый с улицы из-за гаражей, назван так, потому что через эту пристань этапировали в Тобольск семью Романовых. К слову, об этом замечательном музее мы писали. Eсли вы помните, здесь хранится старинное оборудование подводников, закручивается временная петля, призраки играют на старом фортепиано.
После революции речной порт тоже не пустовал. А в 50-х приобрел особенную значимость. Можно сказать, стал местом, где творилась история области. В связи с началом и бурным развитием геологоразведочных работ, а затем и нефтегазодобывающей промышленности, поток грузов через порт нарастал. В 1958 году на одном из участков пристани смонтирован первый портальный кран грузоподъемностью пять тонн. И даже еще в начале девяностых здесь теплилась надежда — и появились четыре новых крана. Но уже в 2008 году общественности сообщили, что по генеральному плану развития города на месте речного порта появится рекреационная зона. А сам порт должны перенести за пределы городской черты.
В 2019 году порт оказался в продаже, затем в частных владениях, а после у застройщика «Брусника». Ясно, чтобы продать «два квартала переменной высотности от семи до девяти этажей, башен- доминант и двух урбан-вилл с зелеными дворами, подземным паркингом и сервисами на первых этажах» в этом районе, нужно что- то сделать с удручающим видом речного порта. Ведь при всей богатой истории этого места гулять здесь мало кто решится. И жить рядом, в общем-то, тоже перспектива так себе.
Застройщик подошел к вопросу довольно осторожно. Как будет выглядеть эта историческая часть города, решат креативные сообщества и просто «неравнодушные горожане». «Брусника» даже организовала многодневное обсуждение. И вот что предлагается построить в речном порту на данный момент. Два крана, что сохранились, останутся. Их покрасят и оставят для красоты. Eще в речном порту очень хотят оставить доступ к воде, но эта инициатива, конечно, может быть разбита очередными запретами и нормами безопасности. Креативным сообществам хочется видеть в речном порту парк босых ног. Может ли здесь появиться настоящий парк, сказать сложно, но зеленая зона, где можно будет ходить босиком, вполне. Предложили сделать биоплато — сад из водных растений, капсульный отель, пункты общественного питания, причал и места для созерцания.
Увы, в речном порту мало что останется от самого порта. Это печальная и невосполнимая потеря — закатать историю легко, а откопать зачастую невозможно. С другой стороны, улепетывая от собак и пролезая под трубой, я думаю как раз о будущих прекрасных местах созерцания. Это чтобы не нервничать — животные остро чувствуют наше настроение.
***
фото: Речпорт сегодня ;Улица Госпаровская ;Музей «Царская пристань» никогда не пустует ;Гаражи ждут сноса.