X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Выход есть: превзойти себя

Начинать легче, чем доводить дело до конца. Речь сейчас о профессии — ведь куда важнее найти в себе силы и терпение, чтобы не свернуть в другую специальность и пойти по выбранной тропинке дальше, говорит регент церковно-певческого хора Мария Сарибекян.

Она всегда любила петь и танцевать, выступала на школьных концертах. Наверное, вокальный дар достался по наследству, потому что в семье Марии все поют, хотя профессионально вокалом никто не занимался. А ее мама отдала в воскресную школу Сретенского собора (дело было в Ялуторовске), узнав, что там есть церковный хор.

— Мама верующая, поэтому выбор пал на воскресную школу, а не на кружки дополнительного образования, — объясняет Мария.

Тогда она училась в одиннадцатом классе, поэтому пела в хоре всего восемь месяцев. После успешной сдачи EГЭ встал вопрос о поступлении в вуз.

— Я планировала поступать в университет, а батюшка предложил Тобольскую православную духовную семинарию. Приехала, подала документы и поступила на регента, — рассказывает вокалистка. — Отбор был сложным! До сих пор считаю, что вступительные экзамены сдала наполовину. Нужно было выучить молитвы, исполнить песню и пройти собеседование с ректором. Молитвы я знала плохо, из-за волнения подвел вокал. Но решение принимал ректор, и если он разглядел в тебе что-то хорошее, то будешь учиться.

Образование всегда требует дисциплины, а уж в духовной семинарии тем более. Студенческая жизнь Марии была расписана по минутам: подъем, завтрак, молитва, учеба, полдник, снова учеба и сон. Выходить в город можно только до пяти часов вечера. Опоздала — пишешь объяснительную и дежуришь вне графика.

— Было ощущение, что мы в армии, — вспоминает она. — Но ограничения введены ради нашей безопасности. Многих парней из семинарии избивали в городе. И на меня однажды напали… На первом курсе пошла отправлять маме письмо (тогда еще по почте переписку вели), ко мне пристал пьяный, схватил за шиворот, начал трясти и говорить, мол, какая хорошенькая, сейчас мы с тобой повеселимся! Три часа дня, мы недалеко от кремля. На помощь пришли молодой человек с девушкой и оттащили пьяного от меня. Был еще один случай: меня назначили дежурной по столовой, отпустили пораньше со службы. Из корпуса до столовой нужно идти через темный переулок, огороженный невысоким забором. Стояла машина, а рядом мужчина, начал спрашивать, почему мы в длинных юбках ходим, это монастырь или нет. Я по наивности подошла и ответила на вопросы. Он схватил меня за руку, чуть через забор не перетащил. Я вырвала руку и убежала. После этого нам велели ходить по пять-шесть человек, чтобы в случае чего смогли защитить друг друга.

Уроки вокала тоже наводили страх, требования к студентам были высокими. Мария пела сквозь слезы.

— В воскресной школе хоть как пой, тебя по голове погладят и в красках опишут, какой ты молодец. В семинарии было куда сложнее. Я не понимала, как работает диафрагма. Педагог спросила: ты зачем сюда пришла? Замуж выходить? И все, я в слезы. Поплакала, успокоилась. Ну что, давай петь? Пою. Вот видишь, а ты зажимаешься. А как не зажиматься? Я постоянно думала, как не совершить ошибку и понравиться педагогу. А секрет прост — необходимо принять ситуацию, в которой оказалась. Не думать об ошибках, потому что все ты равно наверняка их совершишь.

Eще одна причина зажима — нелюбовь Марии к своему голосу.

— Когда поешь в хоре, не так хорошо себя слышишь, можно спрятаться за остальными голосами, — говорит она. — Но когда пела сольно, то аж содрогнулась от собственного голоса! Потом так же, как и напряженную обстановку на уроке вокала, отпускаешь весь негативный настрой и любишь свое звучание. Конечно, это все уроки с самой собой. Все приходит с опытом.

Мария сегодня все равно отдает предпочтение хору, потому именно в нем нашла себя — с 2009 года работает в храме святого праведного Симеона Богоприимца.

— Когда меня назначили регентом, некоторые ребята уже были в коллективе. Мы хорошо спелись, — рассказывает Мария.

Хотя это странновато — регент и поет? Он же должен подбирать певчих, выбирать аранжировки песнопений.

— Я пою, потому что нас мало, всего шестеро. Сложно, конечно, и петь и руководить. Преподавательница из семинарии, о которой я рассказывала, умела указывать на ошибки взглядом. На первом курсе в хоре я стояла в первой линии, потому что считалась неопытной. Певчие первой линии держали ноты. Мне преподавательница сказала, что я ноты держу низко. Подняла их так, что меня вообще не видно. Я и не пела вообще, потому что за нотами пряталась. Так прошла одна репетиция, вторая, третья. Однажды почувствовала взгляд, направленный на меня сквозь папку. Секунда, и все мои ноты полетели на пол, преподаватель их сбила рукой. Чего ты от меня прячешься? Пришлось научиться петь и держать ноты одновременно. Сейчас учусь указывать на ошибки взглядом.

***
фото: Мария Сарибекян.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта