Время от времени нажимайте Ctrl S
Психологи и психиатры утверждают, что человек, постоянно живущий в городе, психически здоровым не бывает.
Но можно ли сделать что-нибудь с городским пространством, чтобы оно стало более дружелюбным и безопасным для нашего ментального здоровья?
Юлия Мурзина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТюмГУ, считает, что это возможно.
Свой-чужой
— Первый критерий, через который человек познает окружающий мир, — это «свой-чужой». Поэтому важно понять, каким этот город воспринимают его жители. Чужой город становится для нас опасным, страшным, он вызывает защитную реакцию, агрессию. Человеку в нем некомфортно, он пребывает в постоянном стрессе, — говорит психолог.
Чтобы сделать город своим, по словам Мурзиной, его нужно полюбить, оставить в нем свой след. Необходимо, чтобы внутри этого города для вас происходили яркие эмоциональные события. И здесь особенно важна политика муниципалитета.
— Необходимо включать жителей всех возрастов в общественные мероприятия, например, по уходу за парками, как раньше это происходило на субботниках. В процессе коллективного труда человек не только оставляет свой след в городе, но и сближается с другими горожанами, чувствует себя нужным.
Здесь же важно помнить о вежливости, которая так же заразительна, как и хамство. Обходительное и приветливое отношение помогает человеку чувствовать себя счастливым здесь и сейчас, ощутить, что ты являешься важным звеном цепи здоровых отношений между горожанами. Тогда как бесконечная ругань и наглость влияют деструктивно, создавая эффект отторжения обществом конкретного человека.
Красота
— Красота неразрывно связана с чистотой. Это хорошие дороги, ухоженные площадки, неисписанные, неиспорченные скамейки, качели. Социологи в 1982 году разработали теорию разбитых окон, которая говорит, что если в доме было разбито окно и его не заменили, то очень скоро будут разбиты и остальные окна. Одно разрушение тянет за собой другие, вызывая негативные мысли и эмоции, угнетая человека.
Нам порой необходимо отвлечься от городского ритма и просто созерцать нечто прекрасное: впечатляющую панораму, пышные цветочные ковры, картины в музее… Причем все объекты в городе, предназначенные для отдыха, должны поддерживаться в первозданном чистом виде. Поэтому так важно озеленение: по словам психолога, зеленый — цвет жизни и гармонии, созерцая этот цвет, мы успокаиваемся. Уголки природы также снижают давящее воздействие бетонных стен и серого асфальта. А вот фиолетовый цвет — цвет депрессии и ухода в себя, он действует угнетающе.
Топонимика с плюсом
— Наименования городских объектов должны иметь положительную семантику. Призывать к положительной деятельности и вызывать приятные ассоциации: радость, гордость, восторг, — объясняет Юлия.
Я сразу вспомнила девушку, которая недавно упала с моста Влюбленных. Казалось бы, как соотносится такое милое название и трагическое происшествие? Тем более, что оно на этом мосту не первое. Но психолог считает, что это отклонение, связанное с психологией самоубийц.
— У психически здоровых людей это место вызывает приятные ассоциации, люди там целуются, гуляют, новобрачные цепляют к перилам замочки, — говорит Юлия Мурзина. — Самоубийцы выбирают известные объекты, чтобы получить больше огласки, чтоб резонанс от их действий был больше. Это желание прославиться, оставить след. Пусть печальный, траурный.
Бесплатная помощь и профилактика
— В городе должны быть психологи, на прием к которым можно попасть бесплатно. Чтобы человек мог обратиться к ним в сложный период жизни. Нам бывает одиноко, бывает, некому рассказать о своих проблемах, негде получить совет, как пережить тяжелый этап.
По словам Юлии Мурзиной, психологи могут помочь поднять уровень психического здоровья. Психическому здоровью граждан надо уделять больше внимания в школах, в организациях и во всех местах, где человек бывает.
— Мы сами, живя в ритме города, не можем сохранять спокойствие. Это невозможно. Поэтому необходимо отдыхать. Отключать средства связи, внешние раздражители, уезжать на природу на несколько дней. Найти возможность уединиться, побыть в тишине.