В магазин на экскурсию
Никакого восторга, только практичность. Такими словами напутствовали меня и фотокорреспондента Анастасию Богданову коллеги, когда узнали, что мы собрались в магазин «Чулан».
В плену ностальгии
Это даже не магазин, а склад ненужных вещей. Хотя, как оказалось, ненужных вещей не бывает.
Скажу сразу, совсем без восторга не получится. Как без него, когда видишь на одной из полок гармонь — близняшку той, на которой дедушка учил меня играть «Цыганочку» и песню «Под городом Горьким»? Я и в школу-то не ходил еще. Нет уже города с таким названием, и на гармошке играть я так и не научился, а ностальгия нахлынула…
Девушка за кассой спокойно разбирает вещи, не мешая посетителям вспоминать детство и зависать у товаров из советского прошлого. Это хозяйка магазина Ольга Бабинцева. Она, как потом призналась, находится в режиме постоянного мерчендайзинга.
— Многие ли реагируют как я? «Ничего себе, у меня в детстве такая же была»?
— Да почти все, — смеется Ольга. — Уже и внимания не обращаю.
На полках — эпоха. В основном товары производства не существующих уже стран: СССР и немного ГДР. Часть мебельной стенки из Восточной Германии уже отправились в Москву. С задней стороны еще не проданного серванта насмерть приклеен пожелтевший квадратик с фамилией контролера качества деревообрабатывающего завода из города Хальберштадт (федеральная земля Саксония-Анхальт)…
Накопительство больше ни к чему
Хлам (по их собственному мнению) горожане везут в «Чулан» сами, либо, если его очень много, владелец магазина организует доставку.
— В месяц мы получаем тонну, а то и полторы тонны старых вещей, — рассказывает Ольга. — Взвешиваем, сортируем, что-то отправляем в переработку, что-то на прилавок. Мы экологическо-благотворительный проект. Хотим, чтобы все эти предметы обрели вторую жизнь, может быть, даже первую, потому что многие из них очень долго лежали в шкафах. Их не носили, ими не пользовались. Что-то отдаем волонтерам, в приюты для бездомных или для животных. Например, пледы или одеяла.
На входе висит объявление: килограмм одежды — 150 рублей. Это вещи, что не висят на плечиках. Но цены на остальные тоже вполне демократичные. Футболки и шорты по 50 рублей, юбки и рубашки по 150, штаны, платья и свитера — по 200.
У многих, особенно людей старшего возраста, еще сильна склонность к накопительству. Ольга Бабинцева считает, что она сохранилась со времен тотального советского дефицита. Но вот молодежь синдромом Плюшкина практически не страдает.
— Конечно, еще живы стереотипы по отношению к секонд-хендам, как бы стыдно покупать вещи здесь, — рассказывает Ольга. — У кого-то нелюбовь к секонд-хендам еще с девяностых. Но сейчас актуальна экологическая повестка, в мире перепроизводство одежды, зачем покупать что-то новое? Кстати, у молодежи нет зашоренности, что секонд-хенд — это плохо. Молодежь, действительно стесненная в средствах, здесь почти и не бывает.
Повод заглянуть
Настя шутит, что теперь, когда в ее жизни появилась ипотека, заходить в «Чулан» она будет чаще. Но вот мужских вещей здесь почти нет, не то бы и я свою ипотеку порадовал.
— Это же женская история: ходить по магазинам, много купить, потом не носить, потом кому-нибудь отдать, — пожимает плечами Ольга Бабинцева. — Мужчины же все носят до дыр, так что им и сдавать нечего. Хотя порой и они здесь себе что-то присматривают.
Очень выгодно покупать здесь книги. Конечно, в «Чулане» не найти новинок, но произведений современных авторов, классиков отечественной литературы, детективов, исторических романов, даже периодики, учебников здесь в избытке. Книги в хорошем состоянии, стоимость — 50-100 рублей.
За девять месяцев существования магазина у него уже появились постоянные клиенты. Они мониторят сообщения в группе во «ВКонтакте», просят Ольгу придержать товар, когда появляется что-то новое.
Посуду здесь тоже можно купить, если нет средств на новую или не хочется тратиться. Кружка или тарелка стоят 30 рублей, бокалы, фужеры и стаканы по 50, блюдца по 70, ну а столовые приборы — десять рублей за штуку. Те, что на полках, в хорошем или даже идеальном состоянии.
Безотходное производство
Но, конечно, в «Чулан» приносят не только добротные вещи, много и того, что для дальнейшего использования не годится.
— Каждый месяц отдаем в компанию «Миротворец» двести килограммов одежды, — рассказывает Ольга. — Там занимаются сбором разного сырья, а потом большими партиями отправляют на перерабатывающие заводы. В Тюмени таких нет, ближайшие в Челябинске и Eкатеринбурге. Ткань измельчают, расщепляют на волокна, получается что-то типа ваты. Eю можно набивать одеяла, создавать изоляционный материал. Совсем потрепанные книги сдаем в макулатуру.
У некоторых товаров «Чулана» есть история. Ольга достает из-за прилавка солидную книгу в красивой бархатной обложке синего цвета. Говорит, что она пришла совсем недавно, ее еще не успели выставить. Книга из ограниченной коллекции с памятной подписью автора Максима Яковлева нынешнему губернатору Свердловской области Eвгению Куйвашеву. Подарена в 2008 году.
Ольга показывает коллекцию тарелочек из Австралии, США, ОАЭ. Eе принесла семья, переехавшая жить в Калининград. Жилье продали, а сувениры отдали в «Чулан».
***
фото: Ностальгический мир магазина «Чулан». ;