Взлететь хочу и взлетаю
На эмблеме железнодорожных войск изображены разводной ключ, молоток, крылья и якорь. Солдаты обыграли эмблему поговоркой: стучу, верчу, взлететь хочу, да якорь не пускает. Но никакой якорь не смог заземлить 19-ю железнодорожную бригаду.
В годы войны железнодорожные войска восстанавливали разрушенные железные дороги, речные и морские порты, аэродромы. Сформированная в феврале 1941 года, 19-я отдельная бригада всю Великую Отечественную войну находилась в составе действующей армии. За этот период бойцы восстановили и построили 4792 километра железных дорог, 892 моста, 106 пунктов водоснабжения, обезвредили 69880 мин. После окончания войны силы бригады были направлены на восстановление Харьковского железнодорожного узла и дальнейшее развитие Южной, Приднепровской, Орджоникидзевской и Азербайджанской железных дорог. Также военные железнодорожники 19-й бригады вместе с гражданскими строителями возводили стальной путь Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой.
В минувшую субботу бывшие сослуживцы встретились на открытии мемориальной доски в память о 19-й отдельной железнодорожной орденов Кутузова II степени и Трудового Красного Знамени бригаде на доме N 74 на улице Рижской. Место было выбрано не случайно: здесь с 1965 по 1975 годы размещался их штаб.
В числе ветеранов железнодорожных войск и председатель Тюменской городской Думы Eвгений Заболотный, и депутаты областной Думы Фуат Сайфитдинов и Сергей Медведев, и депутат городской Думы, он же председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Степан Киричук, и историк Александр Петрушин.
— Девятнадцатая бригада легендарная! И сейчас она продолжает работу в Центральном военном округе, — сказал Степан Киричук. — Это событие — дань памяти ветеранам. Радует, что с нами много молодых железнодорожников, которые готовы принять эстафету.
Курсанты железнодорожного колледжа поблагодарили ветеранов за то, что им есть на кого равняться, у кого перенять бесценный опыт. 53 года назад 19-я отдельная бригада железнодорожных войск была награждена орденом Трудового Красного Знамени, тогда 1345 солдат и офицеров были представлены к правительственным наградам. А первый боевой орден Кутузова бригада получила за возведение низководного моста через Днепр — почти 2 тысячи метров за 13 суток непрерывной работы под бомбежкой и обстрелом проложили военные железнодорожники. Переброшенные по этому мосту войска и техника сорвали попытку Манштейна взять столицу Украины.
А Eвгений Заболотный напомнил, что еще в 1865 году первый почетный гражданин Тюмени Eвгений Богданович сформулировал идею строительства в Тюмени железной дороги.
— Мог ли он предполагать, что еще через сто лет сюда будет передислоцирована железнодорожная бригада, чтобы вместе с гражданскими строителями «Тюменьстройпути» начать прокладку железной дороги на Север, через болота, до Тобольска! — восклицает Eвгений Борисович.
Ветераны с гордостью смотрят на мемориальную доску, из колонок раздается гимн железнодорожных войск: «Дорога памяти уносит, как эхо дальнего гудка, туда, где семафоров россыпь, где родились желдорвойска…»
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ |
***
фото: