Предчувствие меняющегося мира
Космос или микрокосм личности? Полотно «Композиция.» Василия Кандинского, написанное художником в 1916 году, по-прежнему завораживает и манит разгадать скрытую в нем тайну.
Картина — одна из многих жемчужин художественной коллекции музейного комплекса имени Ивана Словцова. К ней можно возвращаться снова и снова и каждый раз находить новые детали.
Написана она художником в 1916 году, оттого, возможно, она так близка и понятна нам — смятение, предчувствие, что мир стремительно меняется. Кому, как не родоначальнику абстрактной живописи, ощущать такие моменты? И он их фиксировал. В полном тревожного ожидания году одну за другой он пишет картины, в которых ощущается смятением. «Композиции» предшествовали «Москва. Красная площадь» с тучами, укрывающими горизонт, и вороньем, городские пейзажи. А абстрактная «Композиция» долгое время оставалась без названия.
В Тюмень картину привезли в 1958 году из Тобольского краеведческого музея, когда у нас открылась картинная галерея. Причем поступила она как «Натюрморт неизвестного художника начала XX века» — грязное, дырявое, едва державшееся на раме полотно. Через пару десятков лет его отреставрировали. Тогда же и пришли к сенсационному открытию — это подлинник кисти Кандинского, не вошедший в мировые каталоги.
Доподлинно известно, что художник отправил ее в Тобольск лично. В сентябре 1920 года тобольский художник Пантелеймон Чукомин, который основал на родине музей изящных искусств, прибыл в Москву за пополнением фондов. Помимо классики, ему выделили еще и работы авангардистов. Кандинский, будучи председателем закупочной комиссии и заведующим музеем живописной культуры, лично подписал акт передачи художественных произведений из государственного художественного фонда ИЗО Наркомпроса в Тобольск. Через год художник уехал из России.
… Холмы с постройками, лодки под парусами, трубы архангелов — вот что видишь, рассматривая «Композицию» при максимальном приближении. На расстоянии все это складывается в изображение площади большого города и напоминает фотоснимок, сделанный с самолета. Детали придают статичному изображению динамику, рождают чувство смятения. Eго усиливают цветовые пятна, связывающие сюжет воедино и отсылающие к библейскому потопу.
***
фото: «Композиция» Василия Кандинского, 1916 год, холст, масло.