«Уберите эти деревья, надоели они»
В сквере Железнодорожников долгожданное благоустройство началось с обрезки деревьев.
Но сама история сквера берет начало в 1960 году, когда в Тюмень из Ишима приехал новый начальник Тюменского отделения Свердловской железной дороги Николай Глотов. В горисполкоме железнодорожникам под строительство жилья выделили девять гектаров земли в районе поселка Калинина, вскоре у путепровода выросли первые пятиэтажки, был заложен и сквер.
— Территорию будущего сквера разделили на секторы и распределили по организациям железнодорожников. Путейцы, вагонники, паровозники, движенцы, связисты — у каждого был свой участок, — вспоминает Юрий Лысков, ветеран-железнодорожник. — Мы все тут перепахали, выкопали ямки для деревьев, привезли саженцы, в основном тополя. Что было, то и сажали, дешево и сердито. Каждый четверг собирались тут после работы. Позже разбили клумбу, поставили скамейки, проложили дорожки. Асфальтобетонной смеси не хватало, использовали шлак из паровозных топок.
Шли годы, сквер без ухода зарастал, приходил в упадок. В октябре 2010 года управа Калининского округа объявила конкурс по наименованию зеленых зон. В списке была и территория сквера у путепровода «Стрела», его предлагали назвать Кольцевым. Юрия Лыскова это предложение возмутило. Какой Кольцевой? Должен быть сквер Железнодорожников! Обратился в городской совет по топонимике, идею там одобрили. Поддержал ее и депутат городской Думы Степан Киричук, тоже бывший железнодорожник. Но от идеи до ее реализации прошло больше десяти лет.
— Конечно, можно было злиться, что так долго не приступали к благоустройству, — говорит Юрий Михайлович. — Но, если подумать, за десять лет столько скверов в нашем округе появилось! Благоустроили Комсомольский, сквер Юность у Маяка, сквер Авиаторов, создали Шахматный сквер, Карбышева… Раньше было проще: все скверы располагались в центре города. Шагнул — сад Шверника, сделал еще шаг — городской сад, рядом — сад у Дворца пионеров, недалеко — сквер у памятника Ленину, Дунькин сад. Конечно, они планировались и благоустраивались иначе. Но и населения в Тюмени когда-то было всего около 50 тысяч человек, а сейчас больше 800 тысяч.
Сейчас деревьям в сквере Железнодорожников под пятьдесят. Особенно тяжело стареть кленам.
— Ну, куда эта лохматость? — Юрий Михайлович указывает на разваливающиеся стволы. — Конечно, их убирать надо. Другим деревьям дышать станет полегче. Люди же тоже проходят диспансеризацию, на курорт ездят. Вот и деревьям нужна профилактика. Когда обрежут ветви, будут какое-то время голенькие стоять, загорать, как отдыхающие в купальниках. Раньше применялся такой способ омоложения — пускать кровь, чтобы взбодрить, придать тонус организму. Тополям такого омоложения лет на десять хватит.
Средний годовой прирост ветвей у тополя составляет от метра до двух. Прежней пышности кроны им, конечно, уже не достичь. Лет через пять, как только ветви отрастут, их снова надо обрезать, чтобы не ломались. Давать пух в это время деревья тоже не будут.
— Площадь парка после благоустройства составит около гектара, — говорит Владимир Кильтау, руководитель управы Калининского округа. — Здесь появится тихая, комфортная зона отдыха.
Деревья, которые планируют снести, помечены красными линиями и крестами. В управе считают, что на их месте, если возникнет необходимость, можно будет высадить другие деревья и кустарник. Но не сразу. Хотя, с точки зрения шумоподавления или пылезащиты, кустарник — не самое эффективное заграждение, ведь оживленная магистраль совсем рядом. Что будет эффективнее, пока неясно.
Когда мы уже собрались уходить из сквера, к нам быстрым шагом подошла пожилая женщина и сказала: «Правильно, вырубайте побольше. И еще около нашего дома тополя уберите. Надоели они нам».
Может, зря мы сокрушаемся из- за каждого дерева, а горожанам обрезка и вырубка деревьев только в радость?
***
фото: В парке станет светло, как на стадионе.