Контрасты рубежа веков
Выставка «Серебряный век. Уходящая натура» недавно открылась в музейном комплексе Словцова.
Картины, журналы и скульптуры, будто конфликтуют между собой. Коллаж из импрессионизма, символизма и модерна погружает гостя в переходную эпоху русской художественной школы.
Первым делом меня потянуло к эскизу Сергея Судейкина к спектаклю «Женитьба Фигаро»: выбеленные лица графов и графинь и загорелые — пастушки и охотника: столь очевидные различия обещают свидания, обманы, шутки и заговоры.
На картине Жуковского «Интерьер» мы видим тесную, но уютную комнатку с множеством предметов с налетом провинциальности. А напротив висит «Рабочее бистро. Париж» Роберта Фалька: приглушенные тона, едва намеченные фигуры людей, грубо сколоченный стол со скамьями погружает в состояние оцепенения, усталости, молчания.
Рядом с этой картиной под стеклом лежат старые журналы, издаваемые в то время. Среди них литературно-критический журнал «Золотое руно» и журнал «Аполлон», где впервые были напечатаны стихи Анны Ахматовой.
Озадачила меня скульптура Врубеля «Фараон», выполненная в глубоком синем цвете. В голове фараона дыра — возможно, символизирующая поток сознания, который нельзя запереть в черепной коробке. Это моя версия, а вы можете предложить свою.