Эхо пещеры
Агата Кристи. Смерть у бассейна.
Это был роман, разбивший сердце.
Классические детективы обычно утешительны. Убитых не жаль, смерть не пугает. Наверное, так происходит потому, что классический детектив мало похож на жизнь, больше напоминает игру. Бывают и другие детективы, но я выбирала классические: именно из-за их терапевтического воздействия.
И вот в библиотечной книжке попался мне роман королевы жанра Агаты Кристи «Смерть у бассейна». Название безликое, подвоха не заподозришь.
Позже я узнала еще два названия этого романа: «Лощина» и «Вязовая роща». Примерила к сюжету то и другое. Нет, «Смерть у бассейна» точнее: есть оттенок иронии по поводу схематичных детективов.
Поначалу я читала не спеша, даже забывая порой, что произошло убийство и надо вычислить убийцу. Скорость чтения равнялась скорости проживания.
Дни тянутся медленно в медленном лете.
То уток покормишь, то, еле живой,
Попробуешь Генделя «Ларго» на флейте,
Побродишь с собакой, повздоришь с женой.
Эти стихи одна из героинь, Генриетта, цитирует во время прогулки с Пуаро. Такое же ощущение, как в стихе, рождал весь текст: ленивое лето, дремотная жизнь. Детективная сеть романа подобна августовской паутине, а суть его — дивный сад, зачарованный лес.
Морок продолжался до тех пор, пока преступление не раскрыли. Генриетта не сумела выполнить последнюю просьбу умирающего Джона: спасти его убийцу. Но теперь она может оплакать человека, которого любила. «Ну вот я и горюю, — подумала она. — Скорблю. Ох, Джон, Джон». Прочитав это, я заплакала. Не могу пересказать боль, которую ощутила тогда.
С тех пор прошло много лет. Британцы сняли фильм по этому роману, очень близко к сюжету. Я начала смотреть. Досматривала сквозь слезы.
.А Пуаро ответил Генриетте на стихи про лето строками Теннисона:
Зловещ оскал и жуток зев пещеры:
Средь вереска разверзшаяся твердь.
Клыки камней сочатся кровью щедро,
И что ни спросишь — эхо молвит: «Смерть!»
***
фото: