X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Есть ли жизнь на даче?

Жить зимой на даче. Для меня, юного дачника 90-х, такая мысль — нечто из области ненаучной фантастики. Тогда ночлег на дачах (естественно, на чужих) могли себе позволить только люди без определенного адреса, потому что у них не было другого выбора.

Лекарство от астмы

Сейчас же на даче можно обретаться круглый год, и никого этим не удивишь. Так, например, делает Светлана Барановская, что вместе с мужем живет в СНТ «Липки» (18 километр Велижанского тракта) уже восьмой год, а в город выбираются лишь по необходимости — например, в поликлинику.

У них теплый и уютный двухэтажный деревянный дом с водопроводом. Другие удобства внутри тоже есть. Правда, по старинке топят печку березовыми дровами, потому что у жителей «Липок» некоторые мечты никак не сбываются: для прокладки газопровода требуется круглая сумма, пока неподъемная.

— Мы с мужем астматики, — рассказывает Светлана Васильевна. — В городе нам было сложно дышать. У нас постоянно возникали приступы, мы часто вызывали «скорую». Всегда держали небулайзеры в разных комнатах, в ванной, в общем, повсюду. Переехали сюда и чувствуем себя прекрасно. Я забыла, что такое ингалятор.

Светлана Васильевна — старожил СНТ «Липки». Eе родители получили здесь небольшой участок от работодателя в 1974 году. Первыми садоводами «Липок» стали работники нефтяной отрасли. Тогда нашей героине было одиннадцать, а общество только-только создавалось.

— Мы начали строиться, заказали кирпич. Папа где-то достал по блату, — вспоминает она. — Но дорога была настолько убитой, что водитель наотрез отказался подъезжать к участку и выгрузил стройматериалы прямо на обочине у трассы около въезда в СНТ. В итоге мама с папой таскали этот кирпич вручную, а это чуть больше двух километров. Я была хоть и маленькая, но тоже хотела помочь и сделала ходку. Взяла два кирпича, пришла с одним.

Было как в деревне…

В советские годы, по словам Светланы Васильевны, жили как в деревне. Eсли отмечали именины, то всем товариществом. Выносили на улицу столы, лавки, еду, у кого что было. Eсли Светлана Васильевна ставила тесто, то не кастрюлю, а ведро. Когда начинала жарить пирожки, то у ворот едва ли не выстраивалась очередь.

— Или, например, выхожу на крыльцо и вижу, что неподалеку топится баня, — вспоминает она, — беру тазик и иду туда без предупреждения. Тогда это было в порядке вещей. Помогали друг другу и в беде. У соседей как-то сгорел дом. Всем миром разгребали завал, а потом строились. И не надо было никого звать, упрашивать.

Как послушаешь Светлану Васильевну, создается впечатление, что советские годы — райское время. Но были свои минусы. Рассаду, семена, саженцы не покупали, а доставали, выменивали у других дачников. Никаких тебе товарно-денежных отношений, только натуральный обмен.

— Однажды купили луковицу за бешеные тогда деньги. Нам сказали, что это нарцисс. Два года выращивали, оказался камыш. Лет сорок назад была проблема что- то достать, но люди хотели заниматься садоводством. Сейчас все есть, во всех магазинах по вполне доступным ценам. В питомниках можно выбрать плодоносящую яблоню, купить готовую рассаду, а не выращивать в квартире.

Девяностые у нас в стране принято называть лихими. Мало кто вспоминает о них с удовольствием. Однако Светлана Васильевна говорит, что то время стало ренессансом для дачных хозяйств. Открывались выставки, ярмарки, первые тепличные хозяйства в границах города.

— Самое первое, насколько я помню, появилось на Московском тракте. Сейчас там жилые дома. Было тепличное хозяйство и на улице Одесской, теперь там тоже микрорайон. Сейчас все тепличные хозяйства только за городом, пока до них доберешься…

…а теперь как в городе

В нынешние времена садовое общество «Липки» — не оторванная от большой земли территория, а продолжение города, только с зеленой зоной. Теперь до «Липок» регулярно ходят автобусы и микроавтобусы. Первые — четыре раза в день, вторые — пять. А летом общественный транспорт курсирует каждые 20 минут. Поэтому теперь многие остаются здесь жить круглый год.

— Парадоксально, но сейчас люди ведут себя настороженнее, хотя жить на дачах стало намного комфортнее, — с грустью констатирует пенсионерка. — Стали ставить высокие заборы, не хотят общаться. Eсли раньше было как в деревне, то теперь становится как в городе. В Тюмени ведь во многих многоквартирных домах соседи порой даже друг друга не знают. Мы же, дачники, знали друг о друге буквально все: когда человек родился, когда крестился. Может, причина в том, что уходит поколение тех, кто родился в 30-40-е годы? Они ценили возможность общаться.

Изменилось и отношение к даче. Прежде она была источником пропитания. Ценилась, прежде всего, земля. Участки были засажены всем, чем только можно. Теперь же, как считает наша героиня, к дачам отношение потребительское: сюда приезжают отдохнуть, пожарить шашлык, выпить пива.

— Знаете, как наша молодежь в «Липках» говорит? — спрашивает и отвечает на свой вопрос Светлана Васильевна: — Нам бы на дачах интернет, мангальную зону и закатать все асфальтом. Как же так? Они просто хотят отдыхать на даче, ничего не строить, ничего не создавать своими руками.

Я бы не стал драматизировать, у каждого из нас свои взгляды. А ностальгическая прелесть «Липок» неоспорима, зимой здесь так красиво, хоть картину пиши.

ФОТО ПАВЛА МОРГУНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта