Магазин формата «у дачи»
Большинство садоводческих товариществ зимой пустует.
Тот, кто рискует зимовать на даче, чаще всего сам должен заботиться о продовольственном обеспечении. По данным реестра городского департамента потребительского рынка, только в 26 СНТ магазины работают круглогодично.
— Любой магазин должен работать хоть с небольшой, но прибылью или как минимум на самоокупаемости, — говорит Eлена Eремина, директор городского департамента потребительского рынка. — Eсли летом в СНТ живет около 500 семей, а зимой остается 30, то о выручке говорить трудно. А вот если зарегистрировано 1200 участков и в каждом четвертом домике хозяева живут постоянно, тогда можно переходить и на круглогодичную торговлю.
Ассортимент продукции в торговой точке формата «у дачи» полностью строится на потребностях местных жителей. Чужие в такие магазинчики заходят редко. Поэтому всех своих здесь знают если не по именам, то в лицо точно. А продавец, как раньше дворник, становится главным собирателем информации про всех и вся. Он в курсе, кто и что сегодня празднует, у кого что на обед, кто к кому ходит в гости. Иногда ему приходится выполнять и роль участкового. Дети ушли гулять, заигрались допоздна; за кем-то пришли родители, а один ребенок остался на улице и вдруг понял, что не знает, в какую сторону идти. Увидел яркие окошки дачного магазина, туда и пошел. И хотя своего адреса малыш назвать не мог, но вместе с «тетей Снежаной» сумел-таки найти нужный дом. Родители в это время уже с ума сходили. Такая вот история.
Продавать алкоголь в дачных магазинчиках не полагается. Ведь часто они размещаются в вагончиках или ларьках, больше похожих на сараи. А лицензия на торговлю спиртными напитками выдается только при наличии капитального строения и только юридическим лицам. Просто Петру Петровичу, организовавшему ИП, лицензию не дадут. Но Петр Петрович может рискнуть торговать «фунфуриками» из-под полы, надеясь, что инспекторы Роспотребнадзора в дачную глушь не заберутся.
Но чтобы привлекать покупателей, дачным торговым точкам надо просто хорошо знать, что, в какое время и в каком количестве обитателям СНТ может потребоваться. Конечно, колбасные, молочные продукты, хлебобулочная продукция, бакалея здесь востребованы всегда как товары первой необходимости. Хитрость только в том, что надо держать такую цену, чтобы и самому не прогореть, и сделать так, чтобы дачники чуть-чуть переплатили, но купили у вас, а не предпочли везти все из города.
— Примечательная черта всех дачных магазинчиков — это свои поставщики хлеба, — говорит Eлена Eремина. — Двух одинаковых, наверное, и не найдешь, даже если дачные общества рядом. И хлеб из маленьких, чаще всего сельских, пекарен такой вкусный, что дачники даже в город его везут.
Часто на прилавках дачных магазинов можно встретить и продукцию домашних хозяйств — яйца, молоко, творог, сметану. Но покупать и продавать ее — двойной риск. И для продавцов, и для покупателей. Ведь гарантии, что корова или курица ничем не болела, нет. «Безопасней, — убеждена Eлена Eремина, — покупать мясную и молочную продукцию фермерских хозяйств на городских продовольственных ярмарках. Там она сертифицирована. Но у любого покупателя всегда есть выбор».
ФОТО ПАВЛА МОРГУНА
***
фото: