X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Сериалы (не) переписывают историю

Недавно твиттер Белого дома опубликовал поздравительное сообщение, написав, что США и Великобритания одержали победу над нацисткой Германией. Какой начался скандал!

Больше всего комментариев под этим сообщением на русском языке — соотечественники негодуют! Пишут, что победил в войне в первую очередь СССР, а США «достали уже переписывать историю». Впрочем, конфликт этот не новый. Eще со времен Холодной войны было принято аккуратно вырезать из нашей истории роль США в победе. Соответственно, США вырезали роль СССР. Так и повелось. Правильно ли это? Нет, но не ново. Тем не менее именно в последнее время обвинения в переписывании истории звучат все громче. Страдают от этого не только политики-пропагандисты, но и творческие люди. Под обстрел регулярно попадают и исторические сериалы. А этой весной, как нарочно, вышло сразу несколько. Попробуем разобраться, действительно ли они пытаются переписать историю и как перестать злиться на их недостоверность.

«Великая»

премьера 16 мая 2020 года

Очередной сериал о Eкатерине II сняли в Великобритании. Это задорная сатира с прекрасной Эль Фаннинг (звезда фильмов «Малефисента», «Дождливый день в Нью-Йорке») в главной роли. Каждая серия начинается с яркой заставки, в которой поясняют, что перед нами «эпизодически правдивая история». Так создатели подстраховались, но это их не спасло.

Сериал яркий, хулиганский и смешной. Стильные костюмы (взять хотя бы неоновое розовое платье главной героини), харизматичные персонажи и абсурдные шутки — главные его ингредиенты. Eкатерина здесь молоденькая девушка с горящими глазами, которая едет в Россию с ожиданиями большой любви и жаждой причинить нашей стране добро. Eе мечтам суждено разбиться, столкнувшись с диким, но симпатичным женихом Петром «не Великим» (Николас Холт). Который мало того что не оправдывает романтических ожиданий, так еще и заявляет, что «Россией править не очень-то и сложно» и всячески отвергает реформаторские идеи юной жены. А после того, как она проявляет норов, выказывает желание от нее избавиться.

Eкатерине на помощь приходят некоторые придворные. Одна из них, Мариаль (Фиби Фокс), подкидывает девушке идею: что если твоя великая любовь вовсе не Петр, а Россия? Идея Eкатерине нравится. Но чтобы стать императрицей и наконец помочь любимой России (землю которой она в порыве чувств даже целует), юной романтичной особе сначала нужно убить мужа, переманить на свою сторону военных, церковь и придворных. Что она и старается осуществить на протяжении десяти серий, веселя зрителей.

Сериал даже не пытается быть исторически правдоподобным. Немалую часть русских помещиков и дворян играют афроамериканские актеры. Россия тут выполняет скорее роль декорации. В большей степени это история о молодых идеалистах, которые, конечно, должны верить в себя и тогда смогут все изменить. Но, несмотря на это, сериал заряжен довольно патриотическими настроениями. Эль Фаннинг так убедительно играет любовь к России, а глаза ее так сияют, что невозможно не поверить в ее мантру о прекрасной, просвещенной, великой стране, где «мой народ будет свободно жить с целью и достоинством».

Но, очевидно, не все оценили старания авторов. Eще под первыми трейлерами процент гневных комментариев на русском языке зашкаливает. «Пытаетесь менять историю! Россия не была такой до Eкатерины II, а теперь будут думать, что была»… Трудно сказать, кто считает нас более дикими. Те, кто посмеялся над русскими придворными XVIII века в сериале, или те, кто считает, будто мы с вами учим историю по сатире для миллениалов.

«Заговор против Америки»

премьера 17 марта 2020 года

Этот короткий сериал основан на одноименном романе. В нем представлена альтернативная история США во время Второй мировой войны. Авторы размышляют, что было бы, выиграй президентские выборы Чарльз Линдберг, американский военный летчик. Он в начале войны призывал США не вступать в битву с нацистской Германией и выражал антисемитские настроения.

История начинается в 1940 году, в центре — еврейская семья Левиных, живущая в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Сериал раскрывает перемены как бы из окна дома Левиных. Достоверно, но без надрыва показывают, как жизнь постепенно меняется на их глазах. Меняются соседи, работодатели, сообщения в СМИ. Как конформизм и желание найти виноватых во всех проблемах раскручивает маховик репрессий в демократической стране. История эта совершено не про евреев. Она о том, как легко потерять свободу. И как может быть страшно, когда твоя позиция уже ни на что не влияет. Совершенно обычная сцена с горящими бюллетенями, например, снята так, что заставляет чувствовать горький ком в горле.

Сериал, в отличие от романа, заканчивается не хеппи-эндом, а многоточием. Давая намек на реальную историю, которая произошла в Германии. Напомню, что, несмотря на высокую народную поддержку, абсолютная власть, будто бы полученная нацистами демократическим путем, — это легенда. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия даже после утверждения Гитлера на посту канцлера, после сожжения рейхстага, после запрета коммунистической партии в Германии и ограниченных выборов получила только 288 мест из 647. А абсолютную власть нацисты получили после закона о чрезвычайных полномочиях. Не демократическим путем, а сломав демократические процедуры.

Многие критики отмечают, что сериал будто нарочно снят к приближающимся выборам в США и что эта история во многом о нынешнем президенте Дональде Трампе. Но никаких попыток провести эту параллель в сериале нет. Да и роман был написан до Трампа — в 2004 году. Просто в то время поворот в сторону правых взглядов в США казался нереальным, а история совсем фантастической. Потому ей пришлось лежать на полке до сегодняшних дней.

«Удивительные истории»

премьера 6 марта 2020 года

Этот сериал — ремейк одноименного многосерийного проекта 80-х годов. Как и предшественник, он состоит из отдельных, не связанных друг с другом фантастических историй. Каждая серия — часовой фильм. В первой же появляются молодые звезды, например, Дилан О’Брайен — известный по главной роли в фильмах «Бегущий в лабиринте».

Хулиганский дух историй 80-х, продюсером которых выступил Стивен Спилберг, практически улетучился. Сегодняшний сериал носит скорее философскую и социально- значимую нагрузку. Каждая серия заставляет задуматься над этическими и социальными вопросами: о предназначении, смерти, равенстве и многом другом. Это своего рода «Черное зеркало», обращенное в прошлое, с налетом фантастики и романтики 80-х.

В первой же серии главный герой становится невольным путешественником во времени. Это, пожалуй, единственный сериал с историческим антуражем, который не получил критики за недостоверность. Да и вообще практически не получил критики. Ведь очевидно, что речь идет не о реальных исторических фактах, а о том смысле, который вкладывается в серию.

Пожалуй, с таким настроем стоит смотреть все исторические драмы. А учить по ним историю, смею надеяться, никто и не планирует.

ФОТО kinopoisk.ru

***
фото: Кадры из сериалов «Великая»;«Удивительные истории».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта