Вырасти— и начнешь отдавать
Испытаниями душа растет — учат все религии мира.
В трудные времена одни слабеют и гибнут, другие открывают в себе скрытые резервы. Вот и в этот раз, когда угроза заражения ранее неизвестным вирусом разогнала нас по домам, кто-то пошел за пособием на биржу труда, а кто- то нашел способ помочь другим.
С начала пандемии мы писали о разных благотворительных акциях. И споры по этому поводу тоже возникли разные. Их нельзя свести к извечному вопросу «рыба или удочка». Очень неоднозначно общество относится и к дарителям. Отчего они такие добренькие? Наверное, грехи какие-то замаливают, — решает обыватель, потому что ему так проще, это то, что он может уразуметь, уместить в своей голове. Eсли замаливает, значит, есть они, и чем масштабнее помощь, тем больше грех. А раз так, то зачем преклоняться и кричать об этом на каждом углу. Все- таки кричат? Ах, они еще и пиарятся? Точно дело нечисто. Значит, можно и на шею им сесть — наверняка стерпят.
Светлана Рычкова: С первых чисел апреля директор фирмы «Инфинити» Вячеслав Кицкан и его исполнительный директор Артем Винтенко по собственной инициативе начали закупать продукты и развозить матерям-одиночкам, пенсионерам и ветеранам. Опубликовали номер телефона, но на пяти с половиной тысячах прекратили принимать заявки, поняли, что дальше, пожалуй, не справятся — бюджет фирмы не резиновый. Предприниматели (в доковидное время они продавали автомобили) приглашали товарищей поддержать их, подключиться к развозке продуктов нуждающимся, но большого отклика не нашли. Несколько человек откликнулись и помогли, но разово, однократно. Легко подсчитать, что 5500 пакетов с продуктами (каждый на 700 рублей, только самое необходимое, так решили Кицкан и Винтенко) обойдется им в 3,8 миллиона рублей.
А ведь что такое пакет с продуктами, спасет он кого-то, надолго ли его хватит, скажем, семье из трех человек? По два раза в один дом предприниматели решили не приезжать. Гражданам с сомнительным социальным статусом тоже не помогают. И если есть хоть малейшее подозрение, что попросивший о помощи искал бесплатную закуску, — разворачиваются и уезжают. Но сказать, что столкнулись с негативным отношением сограждан, нельзя, не припомнят такого случая.
Вероника Шапиро: А вот с бесплатной раздачей масок получилось по-другому. Вы помните, как местные предприниматели решили поддержать введение масочного режима в регионе и скинулись деньгами, на которые через Благотворительный фонд развития Тюмени было закуплено 18 тысяч масок. Их раздавали волонтеры в многолюдных местах. Инициатором выступила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло, а предприниматели откликнулись, несмотря на то, что сейчас им самим приходится несладко. Но когда наш фотокорреспондент Настя снимала процесс раздачи масок, она слышала, как женщина возмущалась: ну и что мне с этой маски — ее всего на пару часов хватит, давайте тогда уж побольше! Странная такая, как будто ей кто-то вообще обязан эти маски раздавать. С другой стороны, одна одноразовая маска никого не спасет от угрозы заражения. Так что же теперь, лучше вообще не помогать?
Светлана Рычкова: Кришнаиты в таких случаях говорят: если вам на спину вскарабкался ребенок и просит его покатать, вы же не скинете его, а будете катать до тех пор, пока есть силы. Наверное, так и здесь. Eсли ты дорос до того, чтобы начать отдавать, а не брать, значит, делай это. А ребенок когда-нибудь вырастет.
В связи с этим вспоминается еще одна история: петербурженка Александра Синяк, владелица кафе «Чешский домик», организовала бесплатные обеды для одиноких пенсионеров. Но слух распространился быстро, к кафе выстроилась очередь страждущих. Это не очень понравилось другим посетителям, которые приходили обедать за свои деньги, и они перестали приходить. Оказавшись на грани банкротства, Александра закрыла кафе, но сняла помещение еще большее по размеру, где можно разместить еще больше стариков, не унижая их стоянием в очереди. Eй повезло найти единомышленников, которые стали спонсорами ее нового кафе — везут продукты, оплачивают аренду. У Александры полностью поменялся круг общения, практически нет дохода. Но много ли таких смельчаков, которые сделают подобного рода занятия образом жизни? Идти по этому пути сложно. Особенно когда даже самые близкие люди крутят пальцем у виска.
Вероника Шапиро: Человек решает по зову сердца сделать доброе дело. Должен ли он в этот момент просчитать, на сколько у него хватит сил и средств помогать? Может быть, тем же ребятам из фирмы «Инфинити» стоило бы на три миллиона рублей не 5,5 тысячи продуктовых наборов купить, а помочь, к примеру, одной женщине, воспитывающей троих детей, выплатить ипотеку? С другой стороны, возможно, что кого-то и эта маленькая разовая помощь поддержала в минуту отчаяния! Просчитать все последствия невозможно. Пока ведешь скрупулезный подсчет, благородный порыв сойдет на нет.
Светлана Рычкова: Да, думаю, рассчитывать на постороннюю помощь — это как надеяться на выигрыш в лотерею. В ней даже тот, кто срывает джекпот, редко становится богачом. Потому что деньги, которые не заработаешь сам, не изменят твою жизнь. Помогли тебе — скажи спасибо, но подумай и о том, как можешь помочь себе сам.
Вероника Шапиро: Мне нравится аллегория с ребенком на шее. Но ведь после того, как ребенок загонит свою лошадку до полного изнеможения, он еще захочет пойти с ней погулять, а лошадке-то надо приготовить ребенку поесть, подумать о том, во что его одеть, как заработать деньги на его образование и так далее. Поэтому очевидно, что не ребенок должен решать, сколько ему кататься на загривке, а все-таки тому, кому этот загривок принадлежит.