X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Неделикатное горе

В «Космосе» показали спектакль хабаровского режиссера Виталия Федорова «Бонни и Клайд».

В основе — реальная история псковских подростков. Катя Власова и Денис Муравьев поссорились с родителями и заперлись на даче отчима Кати, бывшего военного. Там они нашли сейф с оружием и сумели его взломать. Полицейские взяли дом штурмом и нашли подростков мертвыми; по официальной версии, они убили себя сами. Незадолго до смерти Катя и Денис вели прямую трансляцию.

Трагедия вызвала разные оценки: от осуждения подростков и их родителей до обвинения полиции. Спектакль «Бонни и Клайд» как будто продолжает эту дискуссию. Режиссер набрал актеров в Тюмени, он просил их высказать свое мнение о происшествии во Пскове. А также поделиться личной историей, в которой ты оказывался на грани смерти или думал о самоубийстве. Эти истории и рассказали зрителям. Виталий Федоров называет это «свидетельским театром».

«Бонни и Клайд» в каждом новом городе собирает новые травмирующие истории. И в каждом новом городе формируется свое мнение о псковских событиях 2016 года. В Тюмени Бонни и Клайда пожалели…

Но, пожалуй, впервые мне захотелось поговорить об ответственности режиссера. Eму приходится отвечать и за своих актеров (то, как они выглядят, — результат его работы), и за то, с какими чувствами уйдут из зала зрители.

Спектакль Федоров собрал всего за две недели, впервые он увидел его целиком на показе. Только тогда обнаружил, что действие затянулось. Несмотря на очень искренние истории, многие в зрительном зале вздыхали тяжело — за полтора часа устали смотреть однообразное по динамике действо. Многие ушли недовольными, потому что оказались не готовы рухнуть в чужое горе. И потому что о том, что спектакль будет о реальном горе реальных людей, нужно предупреждать.

Но самыми уязвимыми в этой ситуации оказались артисты. Именно их бросили к зрителю практически обнаженными. Именно они вышли на сцену перед залом, полным незнакомцев, чтобы поделиться страшным и сокровенным.

Вот девушка рассказывает, как муж пытался выбросить ее из окна. И как маленький сын отчаянно толкал мужчину, чтобы защитить маму. Eще год после этого она прожила с этим мужчиной, пока вдруг под утро, от страха за сына так и не сумев заснуть, поняла — нужно бежать. Срочно, иначе умрешь. Вот другая девушка делится тем, как ее снедает вина: она не смогла переступить через свою гордость, и подруга умерла от рака, так и не помирившись с ней. Она думает, что любой нормальный человек забыл бы мелкие обиды и провел последние дни с близким. А она осталась в стороне. Все это истории, в которые легко запустить камнем, если внимать им с холодным сердцем. И после, уже на обсуждении спектакля, прозвучит несколько жестких вопросов.

Тем не менее спектакль мне понравился. Считаю ли я, что режиссер Федоров сделал все, чтобы защитить артистов и зрителей? Нет, по мне, он не сделал ничего. Но в этом, кажется, и был смысл. Горе не интересуется, готовы ли мы к нему. А еще рано или поздно мы все совершаем жестокие, страшные и нелепые поступки. И «если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки»? Да, спектакль может быть тяжелым испытанием и для актеров, и для тех, кто придет его смотреть. Но главную идею он передает: между правотой и добротой выбери доброту и окажешься прав. Прежде чем судить — посочувствуй. Ведь каждый заслуживает сочувствия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта