Советники широкого педагогического профиля
В марте в тюменских школах появилась новая должность — советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями.
В областном департаменте образования сообщили, что «специалисты будут отвечать за работу с детьми, за выявление и поддержку социальных инициатив обучающихся, за педагогическое сопровождение детских социальных проектов, школьного медиацентра».
В Тюменской области на новую должность было подано более 400 заявок, в самой Тюмени — более 100. Советники директора работают (или скоро приступят к работе) во всех городских школах. Все они прошли (или еще пройдут) курсовую подготовку в объеме 106 часов: их обучают методам профилактики негативных явлений в подростковой среде, цифровым технологиям и прочему. Один из учебных модулей проходит в «Артеке», потому что у «Артека» огромный опыт подготовки вожатых: первая школа вожатых здесь открылась в 1965 году.
Должность с размахом
Зачем нужна новая должность, если в школах есть педагоги-организаторы, а также заместители директора по воспитательной работе? Разве они не справляются с обязанностями?
— У заместителей директоров по воспитательной работе очень много бумажной работы, — рассказывает Надежда Дружинина, заместитель директора по воспитательной работе школы N 7. — А обязанности советника директора связаны, прежде всего, с детьми. Педагоги-организаторы ответственны за проведение мероприятий внутри школы. У них просто физически не хватит ни времени, ни сил, чтобы курировать более глобальные проекты — на муниципальном, возможно, даже федеральном уровнях, в которых смогут принять участие ученики нашей школы.
— По сути функции педагога- организатора схожи с функциями советника директора по воспитательной работе, — признает Анастасия Кравцова, новоиспеченный советник директора в школе N 7. — Но в новой должности у меня будут широкие полномочия: участие в конкурсах за пределами нашего учебного заведения, взаимодействие с детскими организациями, например, с Российским движением школьников.
Пионерия будущего
Официально именно Российское движение школьников инициировало введение новой должности. РДШ, родившееся в 2015 году, — современный аналог пионерии: общественно-государственная детско-юношеская организация.
— Некоторым ребятам РДШ помогает определиться с профессией, — говорит Надежда Сергеевна. — Одна наша ученица, перешедшая в 11-й класс, не имела представления, куда поступать, у нее вообще не было вариантов. Я предложила ей стать лидером экологического направления в РДШ. Сейчас она учится на эколога.
Сообщения о новой должности появились в феврале, когда в стране шли митинги сторонников оппозиции. Звучали мнения, что должность советника затем и ввели, чтобы ограждать школьников от участия в политике.
— Не вижу связи, — говорит Надежда Дружинина. — Наша школа вступила в ряды РДШ в 2018 году. Тогда же я ездила на семинар, который проходил на Байкале. Уже в то время обсуждали, что на педагогов падает колоссальная нагрузка, а ставки за организаторскую работу не предусмотрены. О необходимости введения в школах нового специалиста говорили еще три года назад.
Не только советники, еще и стратеги
Предполагается, что от каждой школы на конкурс должно поступить не менее двух заявок. От школы N 7 подано три.
Конкурс проходил в три этапа. Первый — собеседование по видеосвязи, где соискателям задавали вопросы: где и сколько работали до этого, почему претендуете на эту должность и так далее.
— А мне на собеседовании дали конкретное задание, — говорит педагог-организатор Анна Задишвили. — Придумать, что делать, если педагог не хочет выступать в том или ином конкурсе, например, от РДШ? Я ответила, что для начала нужно понять, чем он интересуется. Может быть, он не участвует в мероприятиях на физкультурную тему, потому что любит танцы? Надо искать точки соприкосновения. Да и совершенно не обязательно заставлять всех участвовать во всех конкурсах. Классов много, как и учителей. Кроме того, можно мотивировать педагогов возможностью заработать баллы и получить дополнительные выплаты из стимулирующего фонда. Тут целая стратегия.
Вторым этапом оказалось тестирование — 50 вопросов о педагогике, организации школьного досуга и прочем; на ответы дали час.
Третий — конкурс портфолио и видеоэссе, в которых соискатели рассуждали о значении педагогики, воспитании подрастающего поколения, рассказывали о личных достижениях.
Интересно, что и у Надежды Дружининой, и у Анастасии Кравцовой, и у Анны Задишвили первое высшее образование — не педагогическое. Надежда Сергеевна окончила ТИУ и восемь лет работала геологом. Eе должность сократили, и, год просидев без работы, она окончила курсы и пришла в школу педагогом-организатором, а затем доросла до должности заместителя директора по воспитательной работе.
Анастасия Кравцова — выпускница института культуры по специальности «менеджер социально-культурной деятельности». Чтобы трудиться педагогом-организатором, она тоже получила дополнительное педагогическое образование.
Как и Анна Задишвили. По первому образованию она HR-менеджер. Теперь она учится на магистра в институте психологии и педагогики ТюмГУ по направлению «управление и инновации в образовании». Здесь готовят педагогов-организаторов и заместителей директора по воспитательной работе.
…В общем, процесс разделения школьных педагогов на предметников и воспитателей активно продолжается, а разрыв между воспитательным процессом и получением знаний — растет.