Принимая на себя все редиски
27 лет — сколько выходит наша газета, — мы пишем про борьбу городских властей со стихийной уличной торговлей. Но ни ежедневные рейды, ни штрафы, ни увещевания не помогали и не помогают.
Может, департаменту потребительского рынка перенять опыт автоинспекции? Повесить видеокамеры в бойких местах. Искусственный интеллект умеет распознавать лица даже под маской, научится он и считать купюры, а рассылать сможет не только штрафы, но налоговые уведомления.
Eще шире заимствуя опыт ГИБДД, можно повесить муляж камеры. А еще лучше — муляж 5G-вышки. Все торговцы разбегутся. Вместе с покупателями. Только тсс! Не говорите никому, что все это понарошку.
Шутки шутками, но нельзя отрицать очевидного: на пути светлого будущего Тюмени с ее креативными пространствами, мастер-планами и форсайт-сессиями молодых урбанистов прочно стоят шаткие прилавки уличных торговцев.
— Стихийная торговля есть во многих городах мира. Она имеет право на существование, если красива и безопасна для потребителя, — считает Кристина Шелемеха, руководитель «Городских проектов». — Нужно обучить тех, кто торгует на улице. Часть из них даже не знает о существовании ИП или самозанятости, об организованных местах торговли, которые, кстати, наполовину пустуют.
Уличная торговля возникает из- за определенного устройства среды. Например, в районе КПД очень широкие тротуары и убитые, некрасивые газоны. Там нет обстановки, которую было бы жалко портить. Поэтому нужно разработать такой вариант благоустройства, который сделает пространство непривлекательным для продавцов.
Городские власти пишут в соцсетях, что стихийную торговлю стимулируют те, кто вкладывают в нее деньги, — покупатели. Это так. Но надо понимать, что часто на подобных рынках покупают те, кто «в интернетах» не сидят. Поэтому и информацию до них нужно доносить другими способами. Например, с помощью газет.
Дмитрий Велижанин, эколог, руководитель экологического движения «Зеленый хоровод»:
— Нужно не запрещать пенсионерам продавать, а продолжать создавать места для торговли дачной продукцией. То, что сейчас происходит, некрасиво по отношению к пожилым людям. Перед тем, как убирать пенсионеров с насиженных мест, нужно создать социальные ряды, желательно недалеко от точек, где происходит стихийная торговля. А вообще я считаю, что постройке города будущего мешают уж точно не бабушки.
Петр Чепур, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта ТИУ:
— С одной стороны, неправильно лишать возможности бабушек продавать продукт с их приусадебных участков. Возможность торговать для них зачастую является единственным способом пополнения скромных доходов. С другой стороны, не должны ущемляться права других людей. Самое важное — это качество приобретаемой продукции. Гарантией здесь является честное слово продавца, а его явно недостаточно. Наравне с милыми бабушками торговлю могут вести недобросовестные фермеры с продукцией неудовлетворительного качества.
Стихийные торговые точки часто расположены вблизи остановок, где они мешают пешеходам, особенно колясочникам. Торговцы оставляют после себя мусор, что тоже вызывает недовольство граждан. А ведь город будущего — это цивилизованное пространство, в котором не должны ущемляться ничьи права.
Разработка простых, понятных и легко контролируемых законодательных актов в области уличной торговли — единственный способ, который помог бы легализовать стихийную уличную торговлю. Упрощенная регистрация малых фермерских хозяйств, разработка и внедрение недорогих экспресс-тестов качества продукции, льготное налогообложение уличных продавцов, обустройство комфортных торговых мест, принцип «нулевой бюрократии» — вот примерные подходы для организации уличной торговли в городе будущего.
Илья Курбатов, активист, урбанист:
— То, что бабушки торгуют — это хорошо. Запрещать им не нужно. Это у них клуб по интересам. Такое «третье место» между квартирой и дачей. Пенсии у них небольшие, поэтому и приторговывают. Моя прабабушка, живя в деревне, всегда продавала первое лукошко ягод, а на вырученные деньги покупала сахар, чтобы варить варенье. Вторая моя бабушка тоже торговала то рыбой, то редиской. Раньше же в городах были ярмарочные ряды, где каждые выходные шла торговля. И сейчас такое встречается в разных городах мира. Поэтому я за сезонные бабушкины рынки.
Аркадий Каюгин, активист «Городских проектов» в Тюмени, автор паблика «Тюмень для людей»:
— Вопрос безопасности товаров легко регулируется законами рынка. С одной стороны, покупающие «у бабушек» отдают себе отчет, что принимают на себя все риски. Продавцы тоже понимают, что из-за некачественного товара могут потерять покупателей. Тот, кто не готов принимать на себя риски, просто не будет покупать у бабушек. Eсли речь идет о непродовольственных товарах, то тут риск, конечно, ниже. Сам я на улице могу купить разве что книги, иногда попадаются интересные экземпляры.
Eсли говорить о финансовых потерях, которые несет город от стихийной торговли, то, боюсь, дополнительные поступления в бюджет от ее легализации будут небольшими — на администрирование процесса затрат будет больше. Однако по пути постепенной легализации таких торговцев через статус самозанятых или индивидуальных предпринимателей идти определенно надо.
Как мне кажется, основная проблема стихийной торговли — это внешний вид импровизированных прилавков и создание помех пешеходам. Я вижу решение в мобильных прилавках или павильонах, установленных в местах стихийной торговли и выполненных в одном стиле, и постепенное приучение «коробейников» торговать только так. При правильном подходе такие торговые места могут хорошо вписаться в облик города и даже добавить колорита. Не надо забывать, что Тюмень — это старый купеческий город. После того, как и покупатели, и торговцы привыкнут к павильонам, можно будет проводить работу по легализации статуса продавцов, взимания налогов и так далее. Я придерживаюсь общего принципа — то, что не получается запретить, нужно упорядочить.
Помешает ли стихийная торговля созданию образа города будущего — неизвестно. Ответственность за создание комфортных условий в городе лежит все-таки не на бабушках.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ И ЮЛИИ КОНОНОВОЙ
***
фото: Уличная торговля, 7 апреля 2010 года;2 апреля 2021 года.