Настроение: ехать в Тазовский
— Зачем ездить в Тазовский район на день оленевода каждый год? — спросила я у Максима Антипина. Думала, это провокационный вопрос.
— А вы попробуйте хоть раз побывать на этом празднике, — ответил молодой человек. — Уверен, вам захочется приехать снова.
Автостопом по Ямалу
Нынешняя поездка в Тазовский район была для Максима десятой. Должна была быть одиннадцатой, но в прошлом году массовые мероприятия отменили. И он гораздо сильнее соскучился по ямальским друзьям (а за десять лет у него их появилось немало), ненецкой кухне, костюмам, северному многоборью. И даже по оленям.
— Хотя вообще-то оленей я уже одиннадцать лет боюсь, страшно в их большие глаза смотреть, — признается Антипин. Чтобы попасть на праздник, нужно лететь на самолете в Новый Уренгой, там пересесть на маршрутное такси. Проезд до Тазовского поселка стоит две тысячи рублей, а поездка занимает шесть часов. В дороге Максим читает, слушает музыку или смотрит фильмы на телефоне. Ничего особенного.
Возможно, это сейчас ничего особенного, но тогда, в самый первый раз, в самую первую дорогу, ему хотелось запомнить каждую деталь. Eхали через лесотундру, водитель рассказывал, как однажды встретил медведя. Успокаивал, что сейчас медведи в спячке. А потом вдруг резко нажал на тормоз, а на дороге застыл олень с огромными глазами.
— Я вышел было из машины удостовериться, что с оленем все в порядке, а водитель кричит: «Дурак, он же дикий, вернись в машину!» — вспоминает Антипин. — Олень побежал на меня как сумасшедший. А я рванул обратно в такси.
После этого случая Максим и относится к оленям с осторожностью. Говорит, что нынче на празднике кормил оленя хлебом, но руки тряслись. А рогатому ему все мало: обнюхивает и тычется носом в ладонь.
Eго ждали с нетерпением
День оленевода в Тазовском в этом году проходил 27 марта. А билеты на самолет Максим Антипов купил еще в середине февраля.
— Купил сразу, как только друг отправил программу праздничных мероприятий. Тогда билет на самолет стоил порядка шести тысяч рублей в одну сторону, а в марте почему-то подешевел. И ладно, я не расстроился.
Вообще, как говорит Максим, на день оленевода можно ехать и без денег (мы не говорим о тратах на билеты туда и обратно), потому что народ там добрый живет, кто-то да приютит. Да и вообще — чем меньше денег, тем интереснее.
Раньше Антипов снимал квартиру, а теперь ночует с друзьями в чуме.
— Обстановка там невероятная: над столом горит подвешенная на шесте керосиновая лампа, в печке потрескивают дрова, спим на оленьих шкурах. Роль постельного белья выполняют отрезы ситца. Кстати, если вдруг будете ночевать в чуме, то не вздумайте снимать одежду, можно окоченеть! Лучше снять только обувь, шапку и пуховик.
День оленевода начался с медицинского осмотра, всем его участникам мерили температуру. Eсли была выше 36.6, отправляли к врачу.
Затем открылись выставки, этнодискотека, конкурс национальных блюд, соревнования.
— В этом году чувствовал себя своим, потому что Яляне, жена друга, с которыми ночевали в чуме, сшила мне малицу. Это такая двусторонняя шуба с варежками. Шьется из зимней шкуры оленя. Украшена орнаментом.
В этом году Максим впервые участвовал в соревнованиях с палкой. Запомнит надолго, ведь когда перетягивали палку, она зарядила ему прямо в лоб! Запомнится и олень, который сбежал из упряжки. Eго ловили трое мужчин.
Что взять с собой на день оленевода? «Теплую одежду, потому что на реке Таз очень холодно! И, конечно же, брать хорошее настроение!»
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: