Быть богатыми или бедными– решим сами
По мнению экспертов, в кризис 90-х у нас было два пути: объединиться или попытаться каждому спасти себя. Мы пошли по пути выживания, очень уж слабым в тот момент было наше гражданское общество.
Так, вместо общественных объединений, сбора пожертвований и попытки помочь друг другу чаще образовывались кланы, работающие исключительно на собственное обогащение любым способом. Люди менее зубастые предпочли замкнуться, не доверяя порой даже собственным соседям (слово «доверчивый» в этот период для многих стало ругательным). Сформировался запрос на «сильную руку власти», которая наведет хоть какой-то порядок. Запрос был удовлетворен.
Все это рассказали в субботу в книжном магазине «Никто не спит». Урбанистический читательский клуб взял за основу статью Леонида Полищука «Ждать начальства или скинуться самим? Социальный капитал в жизни города». Клуб заседает раз в месяц, обсуждения в нем очень живые, присоединиться может каждый.
А социальный капитал города — это умение его горожан объединяться, доверять друг другу, готовность уступить в чем-то ради общего блага. Впрочем, Полищук отмечает, что уступка эта временная. Ведь очень скоро она с лихвой окупится, когда остальные горожане сделают то же, что и вы. Социальный капитал проявляется везде. Даже в авариях на дорогах. Eсли люди не думают друг о друге, то ДТП неизбежны. И городские власти лучше работают там, где развито доверие. Объединяясь, живо участвуя в жизни города, голосуя на выборах, люди учатся требовать и добиваться успехов. Впрочем, есть некоторые условия. Каждый должен ощутить свою причастность к происходящему. Что значит — нельзя ждать, пока кто-то сделает это за вас. Действовать можно уже сейчас, присоединившись к соседскому чату или создав такой в своем доме. По мнению Полищука, очень скоро каждый житель дома почувствует, как улучшится качество жизни, если соседи начнут действовать сообща. Или хотя бы разговаривать друг с другом.
Такая маленькая вещь, как общение, меняет города, страны и судьбы. О том, как этого добиться, рассказывали творческие люди города.
Глаза в глаза
«Утопия для синтезатора в теплых тонах» — новая выставка в «Конторе пароходства» от объединения художников «Все свои». Молодые творцы играют с реализмом, добавляя в него немного мистики и технологий. Например, первый же экспонат порос кустами, сделанными из гипсовых человеческих пальцев. Здесь вам предлагают нажать на одну из кнопок и выбрать из двух вариантов: сидите вы в интернете больше трех часов в день или меньше. Пока лидируют те, кто сильно любит интернет.
А дальше придется сдать телефоны на 20 минут, чтобы погрузиться в выставочное пространство. Таковы условия художников. Но посмотреть будет на что. Например, вам обязательно бросится в глаза кристалл под потолком с голограммой лица девушки. Но как бы вы ни пытались поймать ее взгляд, она постоянно отводит его. Рядом с ней несколько экспонатов — гипсовые маски. У каждой закрыты глаза.
О смысле выставки объединение художников говорить не хочет. На взгляд ее участников, зритель художнику ничем не обязан. А это значит, мы с вами можем понимать все, что видим, как нам заблагорассудится. Хотя художники, конечно, вкладывали в свои работы послание.
Артем Долгих, например, делится опасением, что из-за увлеченности технологиями мы упускаем множество удивительных вещей. Eму хочется, чтобы мы чаще открывали глаза. Константина Рослякова вдохновляли «запах теплого воздуха и детские воспоминания». Eму хотелось бы научить нас погружаться в незначительные вещи, получать объем ощущений от мира и быть внимательными к деталям. Среди экспонатов есть, например, некий сосуд с водой, в котором пузырится воздух. Никакого смысла в нем нет, но почему-то смотреть на подсвеченную пузырящуюся воду зрители готовы. Визуально это действительно красиво. Является ли это искусством? Тут можно вспомнить знаменитую сцену из фильма «Возврат», когда парень, работник супермаркета и студент колледжа искусств, засмотрелся на рассыпанный по полу горошек. На его взгляд, это был отличный натюрморт. А вот мимо проходящий менеджер с раздражением потребовал убрать «этот мусор». В общем, многое зависит от того, кто смотрит.
Но главный посыл художников в том, чтобы мы в первую очередь увидели друг друга и обсудили впечатления глаза в глаза, а не в социальных сетях.
А зачем все это?
В воскресенье состоялся долгожданный гала-концерт Студенческой весны. Для празднования собрали стадион — концерт прошел в «Центральном». Все в лучших традициях выступлений на стадионах: дым, прорезающие его лучи света, музыка с мощными ударными. Начался концерт с танцев. Для выступления более полусотни танцоров разных групп объединились, чтобы создать общую композицию. От такого количества людей на сцене и их энергетики невольно начинаешь пританцовывать.
Мечта об этой площадке и грандиозном шоу на стадионе появилась у организаторов давно. Губернатор Александр Моор идею одобрил еще в 2018 году. Прошлый юбилейный год Студвесны должен был пройти именно на «Центральном». Мечта сбылась только теперь.
В этот раз весь праздник проходит под девизом «Студвесна нас связала». Ирина Широкова, заместитель директора департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, а также просто любимица творческой молодежи (она часто и много помогает ей), вышла на сцену и рассказала свою историю.
— Я тоже была участницей Студенческой весны, — говорит Широкова. — В театре нетрадиционной моды мы колотили костюмы, шили их из разных необычных вещей. Очень необычных! Использовали зеркала и даже шпон. Мои педагоги никак не могли понять: отличнице, выступающей на научных конференциях, зачем вот это все? Спустя какое-то время я поняла, что это меня и сформировало. Студвесна — невероятная школа руководителя и школа работы в команде.
Ирина вспоминает, как ей нужно было организовать коллектив, снять где-то квартиру, потому что костюмы большие — где-то надо их собирать. Нужно было всех накормить, просчитать время встреч так, чтобы никто не пропускал учебу.
— И те люди, с которыми мы это прошли, остались навсегда в моем сердце, они до сих пор мои друзья, — говорит Ирина Широкова. — Я уверена, что каждый из вас здесь обретет друзей. И хочу, чтобы вы шли не маленькими командами вузов, а объединились и почувствовали себя командой нашего региона.
Казалось бы, такой малополезный опыт — первые неловкие попытки выступать на сцене, а для кого-то он каждый год становится судьбоносным.
— Я выступал в малых театральных формах, хотя я ужасный актер, многократно танцевал на Студвесне, хотя я чудовищный танцор, — рассказывает Валентин Сорока, ведущий утреннего шоу «Бригада У». — А однажды взялся снимать сюжеты для Студвесны, хотя у меня в то время была ужасная дикция. Но именно тогда я понял, чему хочу посвятить жизнь. И теперь я здесь, ведущий самого популярного утреннего шоу области.
Таких историй организаторы собрали много. Бывшие участники тюменской Студвесны шлют приветы из-за кулис «Театра наций», шоу на ТНТ и других не менее выдающихся мест. Потому что все еще привязаны и к Студвесне, и к многочисленным друзьям, которых здесь обрели.
Любовь к городу на расстоянии
Юлия Перминова — теперь уже европейский музыкант — неоднократно писала музыку для тюменской сцены. Например, композиции для мюзикла «Реальный двор» она писала в Париже.
Юлия родилась и выросла в Тюмени, училась в Тюменском колледже искусств, затем продолжила обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. А затем довольно легко поступила в берлинский вуз, выступала на парижских, берлинских и амстердамских сценах. По мнению музыкальных экспертов, в композициях Юлии можно заметить влияние великих Джона Уильямса и Сергея Рахманинова, а иногда даже появляются ритмы транса.
Новый альбом Юлии — это композиции-воспоминания. Через музыку она ведет нас от «Огней Тюмени» (композиция «Lights of Tyumen») к «Карибскому ливню» («Caribbean rainfall»). Попутно мы забредаем в ирландскую сказку, дышим морем и встречаем восход.
— Мне так нравится путешествовать! Особенно ехать на поезде и смотреть в окно, — рассказывает Юлия. — В это время мечтаю о своем будущем или думаю о прошлом. Слушаю себя. Это так важно — услышать себя и свое сердце. И мне кажется, музыка, которую я пишу, должна идеально подходить для такого состояния.
Казалось бы, давно уже Юлю должно было унести от родной Тюмени и физически, и творчески. Но до сих пор она пишет музыку о нашем городе и для тюменских проектов. Свою привязанность объясняет тем, что здесь состоялось ее становление. Здесь ее первые учителя, любовь и другие воспоминания.
…Любовь к городу, патриотизм, если хотите, — это все-таки любовь к людям. Это не вопрос прописки, а то, считаем ли мы себя частью группы людей — тюменцев, или сибиряков, или россиян. И даже рациональным и расчетливым экономистам пришлось признать, что наше доверие, уважение и любовь друг к другу, способность объединяться — это важнейший капитал с реальным экономическим эффектом. Так что нам решать — быть богатыми или бедными.
ФОТО VK.COM
***
фото: Отборочный этап Студенческой весны.