Есть цель, я к ней иду
Швейная фабрика YALOZA Factory относится к числу семейных предприятий: пока родители занимаются бумажными делами, продажами и внедрением моделей в производство, дочки Даша и Тася на ресепшене встречают покупателей.
YALOZA Factory появилась почти два года назад.
— Жена купила швейную машинку, решила сшить себе платье, — вспоминает ее руководитель Андрей Ялоза. — Хотя сама до этого ничего не шила.
— А потом муж уехал на вахту, а мы с ребенком попали в больницу, — подхватывает Ольга. — Тогда и поняла, что мне нужно что- то, что будет работать без моего присутствия.
Ольга решила открыть собственный бизнес. Было два варианта — пекарня и швейная фабрика. Когда муж вернулся с вахты, реализовали обе идеи.
— Конечно, это заблуждение, что производство работает без руководителя. Наоборот, нужно быть включенным в дело, — говорит Ольга. — Я выбрала швейное дело, потому что мне эта тема интересна. И знакомая как раз продавала готовый швейный бизнес. Мы с ней договорились о рассрочке.
Пока Ольга занималась швейным цехом, пекарня Андрея терпела крах из-за того, что два его руководителя (у Ялозы была партнерша по бизнесу) не нашли общего языка. Пекарню пришлось закрыть.
— Конечно, и в швейной мастерской тоже были трудности, — рассказывает Ольга. — Первое время я работала в минус, прежние сотрудники увольнялись. На помощь пришел муж, который обновил коллектив и наладил работу.
Провести экскурсию по швейной фабрике вместе с папой вызвалась Тася. Рабочий день швей начинается в раскройном цехе. Он напоминает школьный кабинет уроков труда: длинные столы, на которых лежат кусочки мыла, карандаши, ножницы, линейки, ткани, выкройки и лекала. При нас ткань раскраивает Наталья.
— Мы приходим, от заказчика уже есть запрос, — рассказывает швея. — Он предоставляет лекала и первый образец, по которым выполняется дальнейшая работа. Eсли нет, то мы сами строим лекала.
Когда крой будущей одежды согласован, фабрика получает разрешение на выпуск партии. После заказчик привозит ткани, резинки и иголки.
Не могу не спросить, сошьет ли предприятие только что выдуманный мною костюм? Андрей Ялоза качает головой и советует оформлять заказ партией — так будет дешевле, чем пошив одного экземпляра.
— Даже нам выгодно работать над партией, — добавляет он. — За счет крупных заказов снижается время раскроя и шитья.
Были случаи, когда заказчики приносили неверно построенное лекало.
— Швея раскроила ткань, начала сшивать изделие, а оно получилось перекошенным, — объясняет Андрей. — Или, например, приносят базовую модель лекала. А его нужно дорабатывать, подрезать, что-то добавлять. Некоторые лекала дорабатываются годами.
Фабрика YALOZA Factory выпускает трикотажные изделия. В швейном цеху шумят машинки — восемь мастериц трудятся над спортивными костюмами и футболками.
Тамара Александровна в швейном деле уже 15 лет.
— Мне нравится работа! — говорит швея. — Думала, что я знаю все, а оказалось, что много чему еще можно научиться.
Тамара Александровна родом из Кыргызстана. Перед пандемией поехала на родину и застряла там на восемь месяцев. С трудом сумела вернуться.
— Я шитьем увлекалась с детства, — рассказывает стажер Наталья. — Помню, как родители подарили машинку «Чайка». На ней я шила юбки и платья.
В цеху трудятся и глухонемые швеи. Андрей разговаривает с ними на языке жестов — выучил его специально. Остальные с ними переписываются.
Чтобы работать на фабрике YALOZA Factory, профильное образование не нужно, здесь всему научат. Та же Тамара Александровна привечает новичков. Первый (и самый сложный) урок — пошив кармана. Eсли получилось, значит, проблем не будет.
Сейчас фабрика разрабатывает бренд, поставка одежды будет осуществляться в городские магазины. После этого Андрей и Ольга хотят запустить продажу франшизы.
***
фото: Тася помогает папе ;Стажер Наталья.