Нужны изыскательские работы
Психологи считают, что один из важнейших навыков, который нам придется освоить, — принятие. Не путать со смирением!
Совершенно очевидно, что прежде чем построить дом в самом красивом месте на свете, необходимо произвести объективные и независимые изыскательские работы. Не потому, что место плохое, а чтобы понимать, какие конструкции тут вообще можно ставить, как укреплять фундамент и так далее. Это очевидные вещи в строительстве, но почему-то мы забываем о них, когда нужно проанализировать самих себя — от личности до родного государства. Тогда объективные изыскательские работы воспринимаются нами едва ли не как атака. Но психологи уверены: если не принять и не увидеть ситуацию такой, как она есть, ничего и никогда не будет построено. Кроме разве что воздушных замков.
Опытом принятия делились творческие люди на этих выходных.
Вернуть эту землю себе
В пятницу в театре кукол прошла премьера камерного спектакля «Невероятные приключения маленькой птички». Сюжет детской постановки посвящен, собственно, птичке (и тут необходимо похвалить очаровательные, характерные куклы), мечтающей о дальнем веселом острове. Однако, оказавшись на нем, путешественница понимает, что со временем очарование нового проходит…
Спектакли в куклах всегда адресованы не только детям, но и сидящим в зале родителям. В этот раз их порадовали и шутками, во многом понятными именно взрослым, и музыкальным сопровождением. Например, на родном острове птичка слушает «Подмосковные вечера» или не совсем подмосковные…
— Eще с молодых лет мне нравится группа «Ленинградский диксиленд». Она появилась в 1956 году и до сих пор жива, — рассказывает Сергей Кузин, режиссер спектакля, драматург. — Они специализируются на южноамериканском джазе, но в этом стиле играют и советскую музыку. К слову, у них есть манера присваивать мелодии себе, то есть Ленинграду. Вот и «Подмосковные вечера» у них называются «Ленинградскими вечерами». А мы решили, следуя традиции, сделать их вечерами в нашем «далеком, но теплом местечке».
Сергей Кузин отмечает, что без иносказательности не существует театра кукол. И если дети увидят в спектакле веселые приключения птички, то взрослые смогут копнуть глубже.
— Сюжет прост, история простая, но есть здесь и актуальная для взрослых сторона, — рассказывает Сергей Кузин. — Часто мы рассуждаем так: живем в Тюмени, а лучше бы в Москве. Живем в Москве, а лучше бы в Париже или Нью-Йорке! Я встречал людей и в Нью-Йорке — таких же недовольных. Но есть в Италии местечко, мы там были на фестивале, два раза в неделю там разворачивается ярмарка. Когда общаешься с местными, понимаешь, что на этой ярмарке торговал еще их прапрадедушка, который с товарами на эту площадь на телеге приезжал. Или театр кукол. Вместе со спектаклями они возят музей — части кукол, которые были еще в XVII веке, тоже из их театра. Понимаете, можно и так жить! Находить хорошее в тех местах, где мы живем.
Но чтобы в местах, где мы живем, хотелось оставаться поколениями, вероятно, придется и признать недостатки, и засучить рукава, чтобы их исправить.
Поэты и их пророчества
В прошлом году фестиваль «Всемирный день поэзии» пришлось отменить за четыре дня до премьеры. На город упали жесткие карантинные меры. Поэты надеялись перенести мероприятие с марта на май. Затем — на осень. В итоге они провели его 24 апреля 2021 года. Зато не изменилось ни место — драматический театр, ни состав — выступили победители и лауреаты фестиваля прошлых лет.
Фестиваль проводится с 2017 года. И, как обычно, он очень душевный. Несмотря на большую сцену, он остается разговором с глазу на глаз со зрителем. Иногда разговор получается неловким, забавным, иногда — пронзительным. Организатор поэт Владимир Ордовский честно отмечает, что «не всем поэтам быть пророками». Иногда хочется просто пострадать, пожаловаться или встать в красивую позу. Но в случае с тюменцами все получилось от души. И поэтому вызывает только теплые чувства.
Впрочем, красной нитью проходит по фестивалю, по выступлениям и конечному «последнему слову» поэтов на сцене некая тревога и даже просьба, адресованная нам с вами. В первую очередь поэты обращаются к нашей любви к правде, искренности и разумному взгляду на вещи.
— Не знаю, когда мы увидимся в следующий раз и какими мы будем, — с некоторой печалью в голосе говорит Владимир Ордовский. — Почему-то кажется, что очень скоро нас ждут интереснейшие времена… А сердце поэта редко обманывает.
Ну что же. Совет поэтов, пусть и, возможно, не пророков, мы поняли. В даже самые «интереснейшие» времена искренность и разумность нам пригодятся.
Правда найдет свои лавры
В «Никто не спит» в субботу смотрели документальное кино «Земляки». В этот раз его героями стали дети, земляки известных режиссеров: Андрея Тарковского, родившегося в селе Завражье Костромской области; Геннадия Шпаликова, родившегося в городе Сегеже в Карелии; Юрия Норштейна из села Андреевка Пензенской области. Авторы документального фильма показали детям из этих сел и городов самые признанные и популярные работы известных режиссеров: «Зеркало», «Я шагаю по Москве», «Сказка сказок». А потом поговорили с детьми о кино, о жизни, мечтах и планах на будущее.
Село Завражье, кажется, мало чем изменилось с тех пор, как его покинул Андрей Тарковский. Авторы фильма «Земляки» смогли снять его так художественно, что кажется понятным, откуда гений брал свои образы. Недаром Тарковский сам считал «Зеркало» фильмом, где открыл зрителям душу. «Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии», — сказал режиссер.
Правда Тарковского не сразу и не всем пришлась по душе. Ассоциативность повествования и политический контекст вызвали критику, в результате которой фильм получил ограниченный прокат. Но сейчас многими критиками и режиссерами он признается вершиной творчества Тарковского и одним из лучших фильмов всех времен. Потому что Тарковский был прав — политический контекст меняется, а правда ценности не потеряет никогда.
Подглядывать и открывать
Шестая персональная выставка художника Александра Тимкина открылась в библиотеке на Червишевском тракте. На открытии Александра много хвалили: искусствовед, почетный член Союза художников России Eлена Колчанова отметила его романтичный взгляд на природу, ученики Тимкина (художник хоть и молод, имеет богатый преподавательский опыт в школе искусств) восхищались техникой и уже планировали, как все это скопировать. Но мне отчего-то запомнился пост жены Александра, Ольги. «Больше всего меня в Сашке восхищает убежденность в правильности выбранного пути. Люблю», — написала она.
Действительно, Тимкин художник весьма оригинальный, но уверенный в своем праве таковым быть. Особенно он отличается в портретной технике. И именно эти его работы, черно-белые, носящие оттенки набросков, отчего-то приковывают к себе внимание сильнее всего. Это зарисовки из жизни. Художник выполняет их, по его же словам, подглядывая за людьми. Здесь нет никакого позирования, напротив, видны естественная органичность человека, его мимика, движение. И, удивительное дело, вся эта простота без прикрас, даже с недостатками — совершенно очаровательна.
Выставку художник назвал «Арепо», что с латинского значит «открывать, обнаруживать, делать явным». Александр объясняет название тем, что ему интересно воспринимать реальность и открывать ее прелесть. Для себя и для зрителей.
…Вот и психологи советуют нам принимать реальность во всей полноте. И вместо того, чтобы тратить силы и время на ее отрицание или ретуширование, тем более, сравнение с тем, у кого еще хуже, — лучше направить всю эту энергию на преобразование реально существующих проблем. И тогда дом в самом красивом месте на свете обязательно будет построен.
***
фото: Сцены из спектакля ;;Владимир Ордовский.