Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
Такая культурная жизнь
Альдо и Ванда — супруги, представители среднего класса, живущие в Неаполе и воспитывающие двоих детей. Все меняется в один момент, когда Альдо сообщает жене, что изменил ей.
С этого начинается фильм «Порочная связь» режиссера Даниэле Лукетти, где сыграли Альба Рорвахер, Луиджи Ло Кашио, Лаура Моранте, Сильвио Орландо и другие.
«Порочную связь» можно поругать лишь за неправильный перевод названия. «Lacci» с итальянского можно перевести как «паутина, сеть». Именно такого рода отношения связывают супругов. Их брак — взаимное истязание, сплошные мучения, интрига. Удивительно, что вскрывается это только после переломного момента, до этого вся их совместная жизнь кажется вполне счастливой и правильной.
«Порочную связь» смотреть трудно и даже неприятно, хотя ничего удивительного на экране не происходит. Родители ссорятся, манипулируют друг другом, не могут поделить детей и друг друга поделить тоже не могут. Дети ожидаемо зарабатывают психологические травмы, так как родители используют их в качестве средства и оружия. Таким образом двое из собственных эгоистических побуждений и желания перетянуть одеяло на себя портят жизнь не только друг другу, но и всем окружающим, самым близким, осознавая в конце, насколько же бессмысленной была вся эта многолетняя круговерть.
Но «Порочные связи» совсем не нудятина, это ужасающе реалистичный фильм, не боящийся показать, что происходит за дверями большей части домов-«полных чаш», и зрителю все же лезет на ум назойливая мысль, как просто разрешить этот казалось бы неразрешимый конфликт. А Даниэле Лукетти именно дидактикой и нравоучением и занимается, наталкивая зрителя на размышление о принятии себя в первую очередь. Недаром Альдо толком не может ответить на прямые вопросы о своих чувствах — ведь он их и не знает, не умеет думать о них. Ванда же потакает им, лелеет, подогревает, изобретая новые и все более извращенные методы манипуляции и мести, не задумываясь, кто она и чего хочет по-настоящему.
«Порочная связь» — это не история о разводе или детях, оказавшихся меж двух огней, это история о людях, не умеющих жить самостоятельно, не умеющих принимать решения и понять, что может сделать их счастливыми.
Ничто не остается прежним
В ночь с 25 на 26 апреля прошла 93-я церемония вручения премии «Оскар». Приз за лучший фильм в трех номинациях ожидаемо получила «Земля кочевников» Хлои Чжао. Для Фрэнсис МакДорманд, сыгравшей главную женскую роль, это уже четвертая статуэтка.
Приз за лучшую мужскую роль первого плана получил Энтони Хопкинс («Отец»). На данный момент он является самым пожилым обладателем статуэтки за лучшую роль, сейчас сэру Хопкинсу 83 года, и это лишь второй его «Оскар» после «Молчания ягнят», где он сыграл Ганнибала Лектера.
В номинации «лучший иностранный фильм» довольно неожиданно, но приятно победили датчане. Томас Винтерберг, впервые номинированный на премию, получил за трагикомедию «Eще по одной» в общей сложности около 40 наград. Нельзя не отметить, что драма с Мадсом Миккельсеном в главной роли стала буквально глотком свежего воздуха в начале 2021-го. Философская притча о счастье, алкоголе и его роли в жизни человека, рассказанная в национальных реалиях блестящими актерами, на данный момент является главным открытием года.
В целом, на церемонии сложилась странная ситуация. Как известно, главным условием для участия в гонке за заветную статуэтку является кинопрокат, то есть фильм обязательно должен идти в кинотеатрах. В 2019 году премия впервые за время своего существования нарушила собственное правило — приз за лучший иностранный фильм получил «Рома» Альфонсо Куарона (ставшего лучшим режиссером). Этот фильм был выпущен на стриминговой платформе и не шел в кинотеатрах. «Оскар» постепенно меняет свои условия (этому способствует пандемия), так что в 2021 году приз за лучшую операторскую работу получил «Манк» Дэвида Финчера, также миновавший прокат и вышедший сразу на стриминг-платформе «Netflix».
Лучшим анимационным фильмом ожидаемо стала «Душа» Пита Доктера. Причины известны — все те же изменения в правилах «Оскара», требующие расового разнообразия. Таким образом гигант Pixar, уже не первый год занимающий первое место, задушил свой же гораздо более интересный «Вперед» и перекрыл дорогу самобытной анимации ирландского режиссера Томма Мура с аутентичной «Легендой о волках».
«Оскар-2021» еще более обострил наметившиеся проблемы киноакадемии. Кинотеатры массово закрываются, а главная кинематографическая премия, имея прямую возможность, никаким образом их не поддерживает, уступая массовому зрителю. Конечно, благодаря стримингу получают поддержку такие фильмы, как «Манк», заслуживший свою награду, но в то же время масштабные проекты наподобие «Довода» Кристофера Нолана вынуждены бороться за кинопрокат. Большинство режиссерских решений просто не предназначено для уютного просмотра на экране ноутбука. А идя на уступки, «Оскар» рискует вскоре и вовсе перейти в онлайн-формат, растворившись в огромном количестве интернет-контента.
ФОТО kinopoisk.ru
***
фото: