Необходимы люди, чувствующие металл
Мое путешествие по цехам АО «Стальмост» начинается в кабинете охраны труда. Здесь на мне покрепче закрепляют каску и инструктируют, как новобранца перед боевым походом.
Так я узнаю, что одновременно нужно смотреть вверх — над головой краны переносят многотонные металлические конструкции; вниз — на земле тоже идут работы; по сторонам — могут прилететь искры от сварки. Да и затылком чуять опасность тоже желательно научиться. «Ну, с богом!» — с опаской думаю я, прежде чем переступить порог пункта охраны.
«Стальмост» — производство непрерывного цикла. Eжесуточная норма производства сейчас — 112 тонн готовых металлоконструкций. Эта цифра может меняться в зависимости от того, над чем именно работают, и, как правило, она растет. Совершенствуются процессы производства, повышается квалификация рабочих.
Журналисты «Тюменского курьера» присутствовали еще на торжественном открытии предприятия. Тогда целью был выход на полную мощность — 40 тысяч тонн металлоконструкций в год. Цели этой уже добивались, но после были у предприятия и тяжелые времена. Сегодня мощности «Стальмоста» — его производственные площади, технологическое, станочное и крановое оборудование — позволяют выпускать до 47 тысяч тонн металлоконструкций в год.
Все эти цифры звучат не так впечатляюще, как выглядят, когда мы вместе с начальником заготовительного цеха Василием Соловьевым проходим мимо металлоконструкций, готовых к отправке. Намного превышающие человеческий рост, они тянутся насколько хватает взгляда. Меня охватывает наивный трепет, трудно представить, как такие масштабные вещи могут создаваться людьми. Василий Соловьев только добродушно надо мной посмеивается и обещает рассказать, как именно это происходит.
Так мы оказываемся на складе металла. Eго завозят с предприятий УГМК «Сталь» и «Северсталь». Как объясняет Василий Соловьев, партнеры это надежные, а металл всегда приходит с сертификатами качества. На складе он лежит листами — шершавый, неровный, может быть загрязнен при перевозке. В «Стальмосте» металл проходит дробеструйную обработку, то есть очистку с помощью специальной машины. А из нее выходит уже гладким и только потом начинает свой путь по цехам предприятия. Сначала цех заготовительный, где металл обретает форму. В АО «Стальмост» используют все возможные способы резки: газовую, плазменную и лазерную.
— Плазменная резка позволяет работать с более тонким металлом, крупный режется газом, — объясняет Василий Соловьев. — Все это делают машины с программным управлением. Программы по раскрою металлических листов пишут в нашем конструкторско-технологическом отделе.
Резка газом, пожалуй, самая зрелищная: кажется, будто большие металлические пластины режут огненной струей. А лазер, например, вообще не заметить невооруженным глазом, но со своей работой он справляется не хуже.
Соловьев отмечает, что работают в «Стальмосте» сотрудники разного возраста. Здесь ценят опыт, но готовы заниматься обучением молодых сотрудников прямо на предприятии.
— В мостостроении на рынке мало профессионалов, — говорит начальник цеха. — В Тюменской области те же сварщики чаще всего обучены для работы на нефтепроводах и газопроводах, нам приходится обучать их под себя.
На этом суровом производстве работают и женщины. Чаще всего на высоте, крановщицами. Женщины же занимаются малярными работами и нередко проверкой уже готовых конструкций. К слову, в «Стальмосте» проверка проводится двойная.
Вообще мостостроение — дело, которое требует от каждого сотрудника высокой компетенции. Недаром мостовиков называют «голубая кровь». А иногда им и вовсе приходится обладать неординарными способностями. Об этом мне рассказывает Глеб Силин, начальник сборочно-сварочных цехов N 1 и N 2. Он встречает меня в своем цехе, здесь повсюду сварка, летят искры. Сварка в основном тоже автоматизированная, но от этого процесс не менее зрелищный.
— Три основные специальности на этом этапе производства: сварщик, слесарь-сборщик и термоправщик, — рассказывает Силин. — Термоправщики на вес золота. Дело в том, что в процессе сборки и сварки происходят большие тепловложения в металл, от этого он может деформироваться, дает усадку.
Глеб Силин объясняет, что полностью собранная конструкция может давать небольшие отклонения в геометрии. Задача термоправщика методом нагревания металла эти размеры привести в соответствие. Для этого нужно чувствовать и понимать метал, видеть толщину, знать состав стали. Термоправщик по цвету может определить, до какой температуры он нагрел металл. Но не только термоправщики удивляют своими компетенциями.
— Каждый мост имеет индивидуальные особенности, — говорит Глеб Силин. — У нас нет типового производства. Сотрудники каждый раз сталкиваются с совершенно новой задачей.
По словам Глеба Силина, новые задачи подразумевают и предельную концентрацию, и постоянный интерес к работе. В «Стальмосте» работают сотрудники из разных городов России. Eсть даже из Донецка и Луганска. На предприятии есть общежитие, работникам возмещаются траты на еду.
Следующий пункт нашего путешествия — малярный цех. Здесь красят уже готовые конструкции, проверяют их качество, но перед этим их… шершавят. Снова!
— Зачем шершавить металл, который до этого делали гладким? — удивляюсь я.
— Чтобы краска лучше ложилась и держалась, — объясняет Денис Родин, начальник малярного цеха.
В малярном цехе выкрасить металл могут в любой цвет — на вкус заказчика. Прямо сейчас в цехе находятся красные, синие и серые металлоконструкции. По словам Дениса Родина, наиболее популярные цвета все-таки сдержанные, серых оттенков.
А дальше наш путь лежит на улицу — это конечный пункт производства. И только выйдя из корпуса, я понимаю, как шумно было внутри. Здесь же оглушительная тишина. Но это временно, просто железная дорога, которая идет от предприятия на станцию Винзили, пока пустует. Именно здесь происходит погрузка особенно тяжеловесных конструкций в вагоны. Разъезжаются они по всей стране, вплоть до Владивостока. И за границу — наши мостовики доставили свыше 24 тысяч тонн металлоконструкций для строительства железнодорожной линии к новому вокзалу столицы Казахстана. Прямо сейчас к погрузке готовят многотонную конструкцию моста через одну из крупнейших рек мира — через Обь.
Мостовики с оптимизмом отмечают, что масштабы производства постепенно растут. АО «Стальмост» набирает новых сотрудников. На сайте предприятия — вакансии по шести специальностям. Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, например, может рассчитывать на зарплату от 50 тысяч рублей, а слесарь по сборке металлоконструкций — от 40 тысяч.
***
фото: Производство на заводе «Стальмост» непрерывное. ;;