Обличитель всех пороков
Иэн Макьюэн. Амстердам. Москва, 2018.
Столица Нидерландов влечет туристов трех типов: одни едут погулять по уютным и тихим улочкам, ищут вдохновение и гармонию; другие хотят воспользоваться возможностями, которые открывает место, где легализовано то, что недоступно в других городах; а третьи едут ощутить синтез предыдущих двух явлений.
Этот синтез как раз являют собой герои «Амстердама». Композитор Клайв и главный редактор одной лондонской газеты Вероне живут в мире интриг и страстей. Но, несмотря на это, они спокойны, скорее даже апатичны. Рассуждая и мечтая о высоком, чаще склоняются к самому низкому и грязному, оправдывая это высшей целью, которой у них на самом деле нет. Они давно мертвы внутри, жизнь в них поддерживает лишь крохотная надежда на то, что в Амстердаме они смогут переродиться и измениться.
Но по Макьюэну наличие жизни в человеке является определяющим фактором того, чем закончится поездка в Амстердам, — подъемом или смертью. Ты либо вольешься в неспешный поток жизни этого противоречивого города, либо он тебя съест. Поэтому к середине романа читатель примерно понимает, чем закончится поездка главных героев.
Внутренний Амстердам каждого из них только к концу романа соединяется с точкой на карте. И город для героев становится разочарованием, ведь он отражает их самих, обличает их пороки и слабости. А так как Клайв и Вероне в самих себе разочарованы давно, то ощущение бессмысленности жизни только усиливается, и человек внутри них окончательно погибает. Теперь ими движут лишь злоба, жажда наживы и зависть. Амстердам развеивает заблуждения героев об их глубокой духовности и обличает все истинное: низкое и бессмысленное, поэтому в итоге они…
Тут уже попробуйте предположить сами, до чего могут дойти падшие герои в городе, где все разрешено. А что бы город, показывающий истинное лицо каждого приезжего, сделал с вами?
***
фото: