Тянь-Шань глядит на нас спокойно
Литературный Кыргызстан. Ала-Тоо. 2020.
Погружение в литературный мир Киргизии на первый взгляд не обещало ярких открытий и имен. Ну что мы знаем о том, какие они — современная литература и авторы дружественной нам республики? Как и в остальном постсоветском пространстве, экономика пребывает в упадке, закрылись основные производства, страну то и дело лихорадит от цветных революций. До поддержки ли писателей им сейчас?
Журнал «Литературный Кыргызстан» снимает эти вопросы. Выходит он в последнее время лишь три раза за год. Проза, поэзия, интервью, филологические изыскания и много фотографий Александра Федорова. На каждом кадре те, кто сохраняет самобытную культуру и искусство. А карточка самого фотохудожника — на обложке.
Остановлюсь на двух авторах, произведения которых привлекли внимание.
Творчество молодого писателя Артема Хегая представлено рассказом «От него не убежать» из сборника «Шкатулка с зеркалами», где он раскрывается как фантаст. Очередной апокалипсис происходит на фоне живописных пейзажей Тянь-Шаня. Конечно, это смягчает и риторику, и острую социальную подоплеку мытарств главных героев — выживет сильнейший. Но все ли способы для этого приемлемы?
Двое подростков пытаются сбежать от волны тумана, которая поглощает все на своем пути. Беглецы попадают в разные ситуации. Заботиться о своих интересах или помогать тем, кому еще можно помочь? И смогут ли в финале принять неизбежность происходящего?
В этом плане цикл рассказов Петра Черняка задает совершенно иное настроение. Вдохновили его параспортсмены, которые на велоколясках совершили пробег вокруг Иссык-Куля. Автору удалось точно схватить характеры главных героев, передать интригу самих гонок и амбиций их участников.
Сложно было бы представить альманах без осмысления новой истории независимого государства. О том, как в 2005 году по Бишкеку прокатилась тюльпановая революция и к каким последствиям она привела, рассказал кандидат исторических наук Александр Камышев.
***
фото: