Манифест проигранной революции
В «Конторе пароходства» в понедельник смотрели фильм «Манифеста», в котором Кейт Бланшетт на протяжении тринадцати различных сцен читает тексты главных художественных манифестов XX века.
Кейт здесь в разных ролях: и городской сумасшедший, и вдова на похоронах, и ученый, и работник мусоросжигательного завода, богатая леди на приеме, нетрезвая посетительница рок-клуба, ведущая новостей.
Наталья Соколова, директор фестиваля документального кино «Кинза», помогает зрителям ориентироваться в фильме. В первую очередь она отмечает его ироничный тон.
Юлиан Розефельдт использует не только художественные манифесты, есть здесь и политические отрывки. Например, знаменитый текст Карла Маркса «Призрак бродит по Eвропе.» Юлиан соединяет все эти порой откровенно жестокие, а порой наивные речи, в одну мысль. Все герои фильма — наши современники. Часто режиссер вкладывает манифест в уста героя, который своей жизнью будто опровергает то, что произносит. Подавленный рабочий на мусоросжигательном заводе уничтожает обломки так и не построенной утопии. А заодно читает архитектурные манифесты, полные веры в эту утопию. Или, скажем, биржевой брокер, зачитывающая манифесты футуристов. Собой она воплощает уже реализованное будущее, которое обмануло все надежды.
Зрительское обсуждение после фильма тоже выходит интересным. Зрители отмечают то, что задумка режиссера использовать лишь одну актрису на самом деле подчеркивает смысл фильма. Какие бы речи ни произносились, человек остается человеком. Все тем же.
Ода проигранной революции, ничем не оправдавшей себя жестокости, бессмысленного бунта — вот что напоминает работа Розефельдта. Однако он оставляет послание уже нам. Городской сумасшедший, цитирующий социалистов, в самом конце фильма произносит:
— Мы, кого судить вы себя считаете вправе, однажды будем судить вас!
…Что же, посмотрим, какие фильмы снимут о нашем веке.
ФОТО MEDIA.KG-PORTAL.RU
***
фото: Кейт Бланшетт в фильме «Манифесте».