Куплю бельишко с рук на тротуаре
Уличные прилавки возле торгового центра «Ямской»» заняты бабушками. Одни продают прошлогоднюю картошку, другие свежую зелень. Кто-то выложил на прилавок книги, а кто-то расставил горшочки с комнатными цветами.
Однако стоит пройти немного к остановке «Дом обороны», как благостная картина меняется.
На тротуаре появляются самодельные столы, ящики и коробки. Мужчина предлагает купить «элитные ножи», а старушки продают первоцветы с газетки. Женщина торгует сорочками и постельным бельем, стоя спиной к проезжей части, — даже смотреть страшно. Люди протискиваются мимо, мешают друг другу и торговцам. Казалось бы, в чем смысл?
— Мы же не дураки. Я торговлей занимаюсь уже четыре года и знаю, где стоять, чтобы был хороший спрос, — говорит торговка домашней одеждой. — Мы специально стоим в оживленных местах, где всегда ходят люди, а прилавки муниципалитет ставит там, где торговать невыгодно. К тому же, ставит не для нас, а для бабушек с картошкой. Конечно, мы понимаем, что наша торговля выглядит некрасиво, поэтому и не торгуем в центре города. А тут мы никому не мешаем.
Однако статья 1.22 Кодекса Тюменской области об административной ответственности торговлю где попало определяет как правонарушение. Специалисты департамента потребительского рынка совместно с полицией устраивают рейды, штрафуют уличных торговцев.
— Конечно, штрафуют, от участкового штраф — 500 рублей, от администрации может и до пяти тысяч дойти. Раньше вообще товар забирали, вот это страшно, — рассказывает продавец овощей и фруктов.
— Почем яблоки? — подходит покупательница.
— 80 рублей за килограмм.
— Хорошие?
— Самые лучшие!
— А почему так дешево?
— А зачем нам цену завышать, мы же не супермаркет, — смеется в ответ продавец.
Яблоки с гнильцой, мандарины подсохли, зато клубника неестественно хороша, но ее мало кто берет. Про санитарные нормы продавец точно не знает. Фрукты и овощи лежат на коробках рядом с проезжей частью, откуда летит пыль.
— Арендовать прилавок на рынке я сейчас не могу себе позволить, — продолжает уныло рассуждать о своем продавщица домашней одежды. — Крохотный уголок стоит от 40 тысяч в месяц, а спрос на мой товар небольшой, я столько не зарабатываю.
Конечно, на улице тяжело. Женщина тяжко вздыхает и грустно улыбается: «Надеюсь, что в будущем смогу открыть свой маленький магазин, а пока нет».
— А меня все устраивает. Вы цены видели на рынке? Они там бешеные, там же придется ждать целый день одного покупателя, а у нас дешевле, поэтому люди к нам идут, — гордо сообщает продавец подсохших мандаринов. Она вполне довольна тем, что у нее есть, и не стремится к большему.