X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

В битве за нефть

Среди 600 тысяч военнослужащих Красной армии, награжденных медалью «За оборону Кавказа», был старший лейтенант Алекперов Юсуф Кербалаевич.

Черный город

Так называли местность к востоку от Баку, ставшего в 1859 году губернским центром Российской империи. В Черном городе коптили небо десятки нефтеперерабатывающих и нефтеочистительных заводов, куда свозили нефть с Апшеронского полуострова. Черная земля, черные здания, люди, животные, птицы.

Перевозкой нефти в бурдюках и бочках от промыслов до Черного города занимались мусульмане-амшари, нелегально приехавшие на заработки из нищего Ирана. Бесправные, они селились в амшари-паланах — трущебных кварталах Баку. В одной из таких артелей возчиков нефти трудился молодой Кербалай Алекперов. А в 1878 году, когда построили первый нефтепровод протяженностью 10 км, амшари вернулись в селение Арис на северо-западе Ирина. Кербалай женился, и 29 декабря 1899 года у него родился сын Юсуф.

.События 1905 года разрушили нефтяное хозяйство на Апшеронском полуострове. После бакинским нефтепромышленникам опять потребовался чернорабочий персонал — сборщики канавочной нефти и, казалось, уже забытые арбщики, вывозившие нефть от уцелевших нефтяных вышек.

Кербалай Алекперов с женой и сыном возвратился в Баку. Работал арбщиком на промыслах. Юсуф учился в русско-татарской школе. Потом пас скот местного самоуправления, избежав таким образом принудительной мобилизации в вооруженные формирования «Азербайджанской демократической республики».

К середине 1920 года к северным границам Азербайджана подошли части Красной армии. Проведение войсковой операции обосновывалось «необходимостью оказания помощи бакинскому пролетариату, чтобы помешать буржуазному правительству уничтожить нефтяные промыслы». В обращении Временного революционного комитета от 28 апреля 1920 года говорилось: «Вся власть в стране перешла в руки трудящихся классов. Перед рабочими и крестьянами Азербайджана открывается новая светлая эра социализма».

Между миром и войной

После установления советской власти на Апшероне действовало всего 960 скважин вместо 3500 в 1913 году. При реализации с 1921 года новой экономической политики в нефтяной промышленности Азербайджана был создан трест «Азнефть».

Директор «Азнефти» Александр Серебровский, возвратившийся в декабре 1924 года из командировки в США, мечтая о внедрении американских способов бурения и добычи нефти, рекомендовал грамотного слесаря 5-го промысла Юсуфа Алекперова на вечернее отделение рабфака в Баку.

В 1936 году секретарь парткома 11-го и 12-го промыслов Юсуф Алекперов встретил и полюбил 25-летнюю дочь ставропольского казака Федора (Федота) Бочарова, раскулаченного во время коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств и высланного в 1930 году вместе с женой и детьми из родного села Камбулат на Северный Кавказ. Младшую Татьяну успели отправить в Баку к дальним родственникам, работавшим на каспийских нефтяных промыслах.

Партийная работа не привлекала продолжателя нефтяной династии Алекперова. Он мечтал стать квалифицированным инженером-нефтяником. Поэтому поступил в 1937 году на заочное отделение (специальность «бурение») Промышленной академии Азербайджанской ССР. Окончить полный курс не успел — началась Великая Отечественная война.

Мобилизация

О нападении Германии на Советский Союз в Баку узнали 22 июня 1941 года в 12 часов из сообщения по радио. Тогда же был объявлен указ Президиума Верховного совета СССР «О мобилизации.» Мобилизации подлежали военнообязанные 1905-1918 годов рождения (те, кто родился в 1919-1922 годах, уже служили по призыву). Имевший отсрочку, так называемую бронь, как квалифицированный специалист нефтяной промышленности Юсуф Алекперов был назначен по партийной мобилизации 3 февраля 1942 года политруком роты противотанковых ружей (ПТР) 324-го стрелкового полка 77-й горнострелковой Краснознаменной дивизии имени Орджоникидзе. В обязанности политрука входило воспитание личного состава в духе советского патриотизма и верности военной присяге, информирование бойцов о положении на фронте, событиях в стране и в мире, забота о питании личного состава. Он должен был личным примером поднимать бойцов в атаку.

Пополненной коммунистами и комсомольцами Баку и Махачкалы 77-й горнострелковой дивизии предстояло участвовать в Керченско-Феодосийской наступательной операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских оккупантов и их румынских союзников.

Испытание Крымом

Немцы и румыны захватили Крым в ноябре 1941 года. Устоял только окруженный с суши Севастополь. С 25 декабря 1942 года передовые части Закавказского фронта захватили плацдармы в Керчи и Феодосии. 2 января 1942 года корабли Черноморского флота перебросили в Феодосию три стрелковых дивизии 44-й армии: 23 тысячи бойцов и командиров. 77-я горнострелковая дивизия перешла в наступление в северном направлении навстречу частям 51-армии, освободившим Керчь. Они очистили от немцев Керченский полуостров, однако уничтожить немецко-румынскую группировку и выйти в глубину Крыма не удалось.

Противник воспользовался медлительностью советского командования: 18 января отбил Феодосию и заставил 77-ю горнострелковую дивизию отступить в район Ак-Монай. Предпринятое 27 февраля контрнаступление оказалось неудачным. 77-я горнострелковая дивизия потеснила румын на северном участке Ак- Монайского перешейка, однако 13 марта противник, подтянув танки, перешел в атаку на позиции соединения.

В этих боях 25 апреля 1942 года политрук роты ПТР Алекперов был ранен в голову осколком снаряда и переправлен через Керченский пролив на Тамань в эвакогоспиталь N 1725.

Горячее лето сорок второго года

Итоги весенне-летней кампании 1942 года оказались обескураживающими для советской стороны. Попытки деблокады Ленинграда закончились тяжелыми поражениями. Не удалось ликвидировать Ржевско-Вяземский плацдарм, и, наконец, подлинная катастрофа разразилась на юге. Были потеряны Крым и Донбасс, противник вышел к Волге и Кавказу.

Главной целью вермахта оставались нефтеносные районы Грозного и Баку.

В течение августа-декабря 1942 года вступили в бой четыре азербайджанские, четыре грузинские, три армянские стрелковые дивизии. После излечения в госпитале Юсуфа Алекперова назначили политруком роты ПТР 1037-го стрелкового полка 223-й азербайджанской стрелковой дивизии.

В случае прорыва немцев к Баку предполагалось проведение специальных мероприятий по подготовке к выводу из строя объектов нефтяной промышленности. Реализация этих мер не понадобилась благодаря героизму и мужеству бойцов, командиров и политработников соединений и частей Северной группы войск Закавказского фронта, сорвавших наступление противника. Для наращивания сил на северный берег реки Терек была выдвинута 223-я азербайджанская стрелковая дивизия. Должность политрука в Красной армии была упразднена еще в октябре 1942 года. С учетом боевого опыта и авторитета среди бойцов и младших командиров политруку Алекперову присвоили звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира батальона.

«К исходу дня 3 декабря 223-я азербайджанская стрелковая дивизия вышла на рубеж Титаров, Сборный, 2 км восточнее Ищерской», — отмечено в боевом донесении. — Однако дальнейшего успеха дивизия не имела».

Тылы дивизии и полков работали плохо, уже на второй день наступления стрелковые батальоны на передовых позициях остались без продовольствия и питьевой воды. На этот участок наступления направили Отдельный отряд глубокого бурения Закавказского фронта. Этим отрядом командовал военинженер 2-го ранга Рауль-Юрий Георгиевич Эрвье, будущий первооткрыватель западносибирских месторождений нефти и газа. «.Отдельный отряд глубокого бурения Зак. фронта (командир тов. Эрвье) действовал с частями 223-й дивизии с 21 октября 1942-го по 7 января 1943-го. Личный состав отряда проявил себя как мужественный, находчивый и боевой коллектив. Обеспечивая полки и батальоны дивизии водой в безводной местности, тем самым в значительной мере способствовал успешному наступлению наших войск. Кроме того, командир отряда тов. Эрвье часто проявлял инициативу при оказании помощи по эвакуации раненых бойцов и командиров посредством имеющегося в отряде штатного автотранспорта. Начальник штаба 223-й дивизии майор Гришаев».

Помощь геолога Эрвье спасла нефтяника Алекперова, получившего 29 декабря 1942 года во время атаки на немецкие оборонительные укрепления у станции Ново-Осетинской тяжелое пулевое ранение правого плеча. При начавшейся гангрене его вместе с другими ранеными успели на полуторке Отряда глубокого бурения доставить в армейский полевой госпиталь.

За участие в боях по противодействию прорыва немецко-фашистских войск к Грозненскому и Бакинскому нефтедобывающим районам и проявленные при этом героизм и мужество старший лейтенант Алекперов был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Демобилизация

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошел Парад Победы. Днем раньше на XII сессии Верховного совета СССР был принят закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии».

К июлю 1945 года численность Вооруженных сил СССР составляла 11 млн 365 тысяч человек. Общий план демобилизации был рассчитан по март 1948 года в шесть очередей. В результате на военной службе остались 2874000 человек.

За всю войну в лечебных учреждениях было учтено 22 млн 326 тысяч 905 военнослужащих. Из этого числа после лечения возвращено в строй 10,5 млн солдат и офицеров. Более 2,5 млн получивших тяжелые ранения были переведены на инвалидно-пенсионный учет.

В образованной 14 августа 1944 года Тюменской области на 1 января 1945 года при общей численности с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким национальными округами 890000 человек было учтено 22093 инвалида. Одним из инвалидов был мой отец, гвардии старший лейтенант Антон Петрович Петрушин, 34-летний сибирский крестьянин, ставший на войне командиром пулеметной роты 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В октябре 1943 года в бою за освобождение украинского города Кривой Рог был тяжело ранен и контужен. В армейском полевом госпитале ему по плечо ампутировали руку.

В Баку, где размещались 42 военных госпиталя на 31500 мест, скопилось значительное количество раненых и увечных воинов. В 1947 году инвалидов 2-й группы стало вдвое меньше — многих перевели в третью, в их числе оказался и Юсуф Алекперов: пенсия гораздо меньше, а в семье три дочери — Зулейха, Нелли и Лиля.

Юсуф Кербалаевич предложил руководству Бакинского горисполкома организовать из инвалидов войны трудовую артель по производству товаров широкого потребления: кухонной мебели, посуды, одежды, обуви, детских игрушек. Но не нашел поддержки. Тогда коммунист и политрук Алекперов обратился к бывшему сокурснику по рабфаку, высокопоставленному чекисту и министру внутренних дел генерал- лейтенанту Якубову, который выделил в Баку для артели здание на улице Щорса (сейчас Башира Сафор-оглы). Там разместили мастерские по изготовлению и ремонту мебели, пошиву одежды и обуви, слесарному, столярному и переплетному делу.

В характеристике Алекперова, председателя артели имени Орджоникидзе, отмечалось: «.Член ВКП(б) с 1927 года, образование незаконченное высшее, инвалид Отечественной войны 3-й группы. В работе энергичен, за короткий срок сумел поставить дисциплину, пользуется среди членов артели авторитетом. Производственный план артелью систематически выполняется и перевыполняется (1948 год — на 113,4%). Производимая артелью продукция пользуется у населения большим спросом».

14 декабря 1947 года в СССР было объявлено о денежной реформе, отмене карточек и первом снижении цен. Обещали, что товары будут дешеветь и впредь. Однако нехватку ширпотреба не удалось преодолеть даже в столицах и индустриальных центрах. В Баку эту потребительскую нишу заполняли товарами артели имени Орджоникидзе. Средства, получаемые от сверхурочной работы из материалов заказчика, тратились по решению правления артели на поддержку малоимущих и многодетных семей инвалидов войны. За достижение высоких производственных показателей, активную организаторскую и общественную деятельность председатель правления артели Алекперов был награжден медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть».

Последствия фронтового ранения привели 26 сентября 1953 года к преждевременной смерти Юсуфа Кербалаевича. Будущее трехлетнего Вагита зависело тогда от решения матери, которой сердобольные соседки и органы социальной опеки настойчиво предлагали определить младшего сына в детский приют. Потому что на пенсию в 34 рубля, полученную по потере кормильца, многодетной семье не выжить. Татьяна Федоровна отвергла такие предложения. Чтобы прокормиться с пятью несовершеннолетними детьми, устроилась швеей-надомницей от артели, которую возглавлял ее муж. А дети помогали как могли в домашнем хозяйстве. В свое время православный проповедник отец Иоанн Кронштадский призывал «каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться». Сегодня эту политику, называемую социальным предпринимательством и проводимую в послевоенные годы в Баку инвалидом Великой Отечественной войны Юсуфом Алекперовым, закрепляет в системе общественных отношений его сын Вагит Юсуфович через созданный им в 2007 году фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

Благодаря фонду ежегодно стартуют более 20 проектов, направленных на повышение уровня жизни социально слабозащищенных слоев населения в регионах: инвалидов, матерей-одиночек, неблагополучных подростков. Содействуя созданию рабочих мест и других условий занятости, фонд «Наше будущее» дает людям возможность адаптироваться в современной жизни и поверить в себя.

В очерке использованы материалы Центрального архива министерства обороны Российской Федерации.

***
фото: Мемориал «Братская могила», Баку;Ю.К. Алекперов, 1945 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта