Россия в 2010 году, и что это значит для мира
Russian in 2010 and What It Means for the World
«Тюменский курьер» продолжает впервые в России публиковать отрывки из только вышедшей в США книги-прогноза американских политологов о том, что может ждать нашу страну в самом ближайшем будущем. Предлагаемый читателям «Курьера» отрывок содержится в варианте, который озаглавлен: «Русское экономическое чудо».
(Продолжение. Начало в №9 )
The second phase
(Вторая фаза)
Позади первая фаза Чуда. Eсли за несколько лет восстановления не вложен капитал в реконструкцию социальной и физической инфраструктуры, опасно — экономика «выпустит весь пар». К тому же в этот период условия инвестиций в бизнес были не настолько безопасны, чтобы можно было непременно рассчитывать на результат. Ни центральное, ни региональные правительства не имели достаточно средств, чтобы вкладывать их в «социальный капитал» страны — школы, лаборатории, больницы…
Словом, в который раз России предстоит пройти по узкому фарватеру между двух опасностей.
Первая — уже знакома нам: — неумолимая деградация фабрик, заводов, дорог, зданий и другого существующего имущества.
Другая — абсолютная зависимость частного сектора от правительственных инвестиций, контролируемых фискальной налоговой системой. Эта политика замены приватных инвестиций правительственными будет концом Чуда, потому что она вызовет вновь отступление капитала.
Следовательно, единственный способ укрепить и ускорить Чудо — это вступить во вторую фазу — фазу дальнейшего укрепления права частной собственности и стабилизации рубля. Вторая фаза предусматривает устранение наибольших ограничений на иностранные инвестиции, в том числе в проекты в области государственной собственности, такие, как дороги и порты. Но для подобных шагов реформаторы должны обладать политической поддержкой. Это окажется возможным, если в течение предыдущего этапа, в первую фазу, доходы поднимутся настолько, что большинство людей увидят в Чуде выгоду для себя.
И это решит все, потому что есть только один способ достичь окончательной стабилизации рубля — это сократить кредиты и субсидии, сбалансировать бюджет и умеренно увеличить налоги. Эти же меры заставят отступить безработицу.
Russia’s advantages
(Преимущества России)
В основе идеи российского экономического Чуда лежит факт, что Россия — это промышленный гигант, пусть и несколько уродливый. Помимо многих характеристик, которые уже анализировались в предыдущих главах этой книги, Россия отличается также некоторыми преимуществами, на которых может быть основано Чудо:
— избыток многих видов сырья и полуобработанных материалов (энергия, металлы, удобрения и т. д.);
— большое количество низкооплачиваемого научного и инженерного персонала, опытной и грамотной рабочей силы;
— избыток промышленных заводов, трубопроводов, железных дорог и т.д.;
— неиспользуемые энергия и талант руководителей;
— огромный и до сих пор сдерживаемый спрос на товары широкого потребления и услуги и одновременно рост и возможность его удовлетворения с ростом личных доходов.
Существует большая опасность, что эти преимущества могут быстро рассеяться. Eсли добывающие отрасли — нефтяная, газовая и угольная — не получат инвестиций, их потенциал исчезнет в течение 10 лет или даже раньше. Следовательно, если деньги не будут вложены в социальный капитал, в здравоохранение, то обстановка, да и качество самой рабочей силы, заметно ухудшится.
Эти неотложные меры будут особенно трудны в политическом и экономическом отношении.
Поскольку, несмотря ни на что, существует излишек рабочей силы, твердое возрождение профсоюзов, при поддержке известных политиков, может привести к резкому повышению забастовочной активности и заработной платы (как в Восточной Германии), сводя на нет существующее в России потенциальное преимущество дешевого труда и, понятно, подрывая стабильность трудовых отношений.
Следовательно, можно доказать, что за первой фазой Чуда последует другой кризис.
A Miracle for some — but not for others
(Чудо для нескольких, но не для всех)
Чудо будет дифференцированным, оно предполагает подъем жизненного уровня для некоторых групп, некоторых секторов и некоторых регионов, но не для всех.
Появятся три обширных региона:
— богатые ресурсами территории, которые могут экспортировать сырье или полуобработанные материалы, это будет в основном Дальний Восток и Сибирь;
— «Страна казаков» — это юг России, Волго-Урал, трансибирский коридор, возможно, Северный Казахстан; эта группа достаточно самостоятельна (независима) и может интегрироваться локально;
— Центральная Россия, включая Москву и Санкт-Петербург, где сосредоточена большая часть научных талантов и высоких военных технологий. Крупные оборонные предприятия и военные институты некоторое время будут еще находиться в упадке; с другой стороны, именно здесь, в конечном счете, будет развиваться сфера услуг.
Чудо будет драматически варьироваться по секторам:
— Сельское хозяйство
Сельскохозяйственного чуда не будет. Овощеводство и другие высокоэффективные отрасли будут процветать вблизи городов, хотя эта земля все время будет испытывать давление развивающихся пригородов. Огороды городских жителей и частные участки пополнят продуктовые бюджеты большинства обычных семей, некоторые из них займутся овощеводством для продажи.
Крупные южные зерновые хозяйства будут оставаться «частными по форме, коллективными по содержанию» и по-прежнему сдерживаться консервативным управлением, плохими дорогами и недостатком поддержки со стороны инфраструктуры (переработка и т.д.). Неплодородная «Нечерноземная зона» будет предана забвенью.
— Промышленность
Производство товаров широкого потребления и строительство будут расти; в тяжелой промышленности сохранится упадок. Производство высоких технологий как единое целое по-прежнему сдерживается консервативным управлением, правительственными субсидиями и, главным образом, военными источниками. Но будет много индивидуальных успехов, особенно когда россияне для обеспечения выхода на внешний рынок соединятся с западными партнерами.
Телекоммуникации перестанут быть препятствием, так как россияне теперь используют новые спутники и технологии с волоконной оптикой, стараясь преодолеть неразвитость инфраструктуры.
— Услуги
В советскую эру этот сектор так атрофировался, что он как бы фактически перестал существовать. Улыбка и внимание и все, что стоит за ними, в России были неизвестны. Но сейчас сектор обслуживания на подъеме, так как люди рванулись использовать новые возможности. Огромное количество отраслей, включая информацию и легкую промышленность, дизайн и прикладные исследования, менеджмент, торговлю и маклерство, банковское дело и финансовые услуги — способствуют росту всеобщей производительности.
Экономическое процветание само по себе есть фактор здоровья, которое приносит выгоды и окружающей среде, но особенно тем людям, чьи доходы возрастают, кто теперь может позволить себе лучшее питание, здоровый отдых и частное медицинское обслуживание. Самые процветающие регионы и муниципалитеты смогут платить за очистку воздуха и воды
Российская экономика как единое целое перейдет с нефти и угля на газ, загрязнение воздуха уменьшится. И вся экономика станет более эффективной.
Но влияние новой экономики будет не повсеместным, принося пользу прежде всего тем регионам, что избавились от тяжелой промышленности в пользу легкой и сферы услуг.
(Перевела Мария Некрасова)
***
фото: