Фильмы живут и умирают. Но только в кинотеатрах
Будучи женщиной, натурой эмоциональной, я не могла прейти мимо статьи «Прощай, навсегда прощай!» в номере «Тюменского курьера». Я дочитала статью до конца, и у меня не осталось никаких чувств, кроме недоумения. Откуда автор этой статьи взял холодящие душу данные, которые, мягко выражаясь, не соответствуют действительности? Ни шедевры, ни посредственные в художественном плане картины не сжигаются в тюменском прокате. Пленка, на которой печатаются современные фильмы, вообще не горит. Фильмы — как люди, им отведен свой век, век одних можно продлить заботливым уходом, но, увы, конец неизбежен…
Фильм не может уйти из проката бесследно, есть эталонные копий, которые хранятся в Центральном кинофонде, и периодически принимается решение отпечатать новый тираж любимых, но давно ушедших из проката картин. Фильмы хранятся на магнитных кассетах, технология которых позволяет сохранить изображение несколько дольше, чем на кинопленке.
Копии фильма определен среднестатистический век в 500 сеансов, но как раз стараниями работников тюменского проката многие фильмы отрабатывают по 600, 700 и даже 750 сеансов. Они любовно реставрируются, подклеиваются и к концу своей технической жизни представляют собой сплошные склейки, которые уже нельзя показывать на современной аппаратуре. Увы, можно испортить картину даже в первую неделю так, что ее уже никогда нельзя будет показать. Но, уверяю вас, картины не выбрасываются, не сжигаются, даже самые ветхие, дряхлые, честно отработавшие свои сеансы. Они остаются во фрагментах, существует даже специальный фонд кинофрагментов.
И когда автор статьи говорит о спасении этих шедевров, мне хочется вспомнить древнюю мудрость о том, что отрицать и не предлагать позитивную программу безнравственно. Фильмы умирают не потому, что с ними дурно обращаются, а, наоборот, потому, что они любимы, потому, что нет вечных продуктов труда человеческого. Из жизни, технической жизни, одинаково запланировано уходят шедевры и поделки, любимые картины и никем не замеченные фильмы, может быть, последние живут немного дольше, потому что реже выходят на экраны и меньше изнашиваются.
Мы не можем раздать коробки с фильмами по домам. Во-первых, потому что их можно хранить только в определенных условиях и, к сожалению, нельзя хранить дома, в квартирах, пусть даже истинных любителей и поклонников кино, которые, если верить автору, готовы выкупить их у кинопроката. Это не книги, которые можно купить с аукциона и наслаждаться их чтением у себя дома. Фильмы живут и умирают только в кинотеатрах.
И не нужно шумного причитания и преждевременных панихид. Раритеты XII века не хранят в Тюменской библиотеке — и давайте не будем требовать невозможного от нашего проката, а просто поблагодарим его сотрудников за то, что благодаря их стараниям руководитель киноклуба «Диалог» может пригласить единомышленников на очередное заседание клуба.