Дверь без таблички, но с номером
Валерий Чурилов вновь занял кабинет в бывшем здании обкома КПСС, ныне резиденции областной администрации. Теперь — в качестве директора-координатора программы развития Тюменской области. На дверях кабинета нет таблички, но есть номер. 318-й.
Напомним, что дирекция программы появилась одновременно с программой еще осенью 1991 года. И Юрий Шафраник, и Леонид Рокецкий не раз, как говорится, «ставили вопрос» о перемещении руководителя дирекции в Тюмень. Совсем недавно в интервью курьеру нынешний губернатор сказал, что он потребовал от Чурилова, тогда председателя Ханты-Мансийского окрсовета, однозначного решения — или переехать в Тюмень и приступить к работе в программе, или подать в отставку.
В первых числах февраля Валерий Чурилов приступил к работе в Тюмени, и можно подумать, что Леонид Рокецкий добился своего. Однако, по мнению ряда сотрудников аппарата администрации, Валерий Чурилов начал работу в программе на своих собственных условиях. Они, конечно, имели в виду, что он пришел сюда в качестве только что избранного президента финансово-инвестиционной корпорации «Югра».
Сам директор-координатор-президент сказал, что в начале этого года на совещании глав администраций области и округов он предложил, а они приняли схему реализации Программы в терминах рыночной экономики. А не в терминах командной и распределительной системы. Программа — не структура исполнительной власти, а структура рыночного экономического механизма. Программа будет заниматься не капитальными вложениями, а инвестициями, где главное мерило — выгода, прибыль, успех.
— Можно ли считать, что осенью 1993 года период борьбы за полномочия закончился?
— А полномочий нет ни у кого. Полномочия появились у корпорации «Югра», которая рискнула вложить свой уставной капитал. Появятся вложения — появятся и полномочия. Пока мы занимаемся только процессом духовного общения на предмет того, что хорошо бы создать единое экономическое пространство.
— Стало быть, идею, с которой вы наконец-то вернулись в Программу, можно сформулировать так: развитие области через инвестиционные проекты?
— Да, через привлечение финансовых инвестиций. Лозунг этот не новый. Но не было реального механизма. Мы рискнули начать его конструировать. Без него решить программу развития Тюменской области практически невозможно. Создать этот механизм в рамках существующих государственных бюрократических структур невозможно. Сегодня мы с утра обсуждали: роль и место корпорации регионального развития в будущих реформируемых структурах исполнительной власти. Вы же понимаете, что вслед за реформированием законодательной власти мы займемся реформированием власти исполнительной.
— Вы стали часто употреблять слово «региональный», а на пресс-конференции в Ханты-Мансийске заявили о своей близости к фракции «новая региональная политика»…
— Мне нравится позиция центриста, и я остаюсь верен идее сильного региона. Я продолжаю конструировать механизмы, при которых регионы станут еще сильнее и самостоятельнее. Но не в ущерб центральной федеральной власти. Лозунг, который вы предложили, «развитие через инвестиции», для меня звучит по-иному. Надо инвестировать успех. Надо вкладывать в успех, в человека. И тогда мы, включая телевизор, не будем содрогаться от очередной экономической сводки, от очередной пресс-конференции очередного политика… Мне говорят: говорить сегодня в России об успехе, об удаче, о планируемом успехе — кощунство, не вовремя… А я утверждаю, что это надо делать сейчас больше, чем когда-либо. Это наша надежда.
— Какая роль в планах корпорации отводится городу Тюмени, с которым, напомню, у округа подписан договор и о котором вы говорили, что его потенциал до сих пор не использован?
— Да, я по-прежнему считаю, что интеллектуальными потенциал и возможности Тюмени мы используем крайне неэффективно и не организованно. Я думаю, что администрация с округа поручит корпорации «Югра» представлять свои интересы здесь, в городе, в реализации целого ряда проектов, и прежде всего жилищного проекта. Вы застали мою беседу с Союзом офицеров. Речь идет о строительстве жилья в Тюмени, строительстве завода домостроительных конструкций в Тюмени. Мы изучаем проект с завершением реконструкции пивного завода в Тюмени. Мы анализируем документы по заводу упаковочных материалов на базе Сибкомплектмонтажа, тоже в Тюмени, с точки зрения их финансовой состоятельности, чтобы управлять этими проектами в режиме рыночной экономики, а не затратной. В поле нашего зрения Тюменский хлебомакаронный комбинат. Буквально через несколько минут ко мне приходит директор моторного завода… Место Тюмени, потенциал Тюмени…
— Вы улетаете?
— Сначала в Москву. Мне хочется видеть и слышать послание президента на 1994-95 год, я считаю, что это прямо относится к Программе развития Тюменской области. Этот буклет на английском языке, что лежит перед вами, сделан в преддверии моей поездки в Лондон, Лос-Анджелес, Вашингтон, Нью-Йорк и Калгари. Именно там произойдет мой дебют как президента корпорации. Сразу скажу, что мы отправляемся туда с Александром Филипенко. Мы хотим привезти оттуда пакет инвестиционных проектов.
— Сколько?
— Шестнадцать штук.
— На сколько?
— Больше миллиарда долларов. Для России, для Тюменской области, для Ханты-Мансийского округа.