Хрустальные сказки «Вьюговея» или Ледяной диснейленд Москвы
«Все двери, рамы и стекла этого дома, вся мебель и даже посуда — стаканы, рюмки и множество других вещей — сделаны были также из чистого льда. Этого еще мало: дрова в камине и свечи в шандалах были также ледяные, и, чтобы удивить еще более, их намазывали нефтью и по вечерам зажигали. То же самое делали и с ледяными дельфинами, поставленными у ворот: их заставляли выбрасывать из пасти-огонь от зажженной нефти. Шесть же ледяных пушек на ледяных лафетах и колесах и две ледяные мортиры, окружавшие дом, не раз стреляли ядрами…» (А.И. Ишимова «История России в рассказах для детей»).
Возвратимся из ледяного дворца времен бироновщины. Мы побывали в далеком прошлом, чтобы убедиться в преемственности времен. Речь идет, разумеется, не о замене Верховного совета (кстати, именно так он и назывался в те давние времена) Кабинетом, как поступила в XVIII веке императрица Анна Иоанновна.
Речь — о старинной российской забаве — строительстве хрустальных дворцов из самых распространенных у нас материалов: снега и льда.
Совсем недавно в Москве завершился III Открытый российский чемпионат по снежной и ледовой скульптуре «Вьюговей-94».
— Чемпионат был фактически всемирным. В нем принимали участие художники 15 стран, — говорит заместитель директора тюменского Дома национальных культур Владимир Заровнятных. Об увиденном он вспоминает с восторгом:
— Представь себе оленя, на которого напал медведь. Пастух с ножом в руке бросился защищать животное от разъяренного зверя. И в этот момент к ним прикоснулся волшебный жезл Снежной королевы. Все участники происходящего застыли, обратившись в лед. Чистый, прозрачный, без единого пузырька воздуха, словно горный хрусталь самого высокого качества. Прибавь к этому вечер, электрическую подсветку, луковки хрустальных теремов на фоне башен Кремля (чемпионат проходил на Васильевском спуске Красной площади и в парке Горького) — впечатление такое, словно попал в сказку.
Темы композиций самые разнообразные. Каргопольцы изваяли Гулливера среди лилипутов. Вообще, россияне предпочитают сказочные и бытовые сюжеты. Особенно любят персонажей пушкинских сказок. Наши обожают и символику советской эпохи, например, открытая ладонь, из которой вверх устремились голуби.
Иностранные художники тяготеют к абстракциям. Швейцарцы изваяли снежный шар, разделенный вертикальными линиями на множество сегментов, и каждый сегмент — человеческое лицо. Голландцы слепили куб, каждая грань которого — объемная фигура. Английские художники создали ледяную даму. Мечта мужчины. По ее изящной спине можно кататься сколько угодно. Пока штаны не протрешь. Американцы построили бригантину, которая вся просвечивает насквозь, даже паруса у нее ледяные. Скандинавы подарили Москве дракона. Заметна разница в технических средствах, которыми оснащены команды. У американцев, например, специальный инструмент: резцы с разными насадками, электродрели, пилы, одежда специальная для работы с водой на морозе. А наши обходятся «самопальными» конструкциями.
— Где берут столько абсолютно чистого льда?
— Это профессиональная тайна. Каждая команда приезжает за неделю до начала соревнований и сама намораживает себе лед. А после распиливает на бруски.
— Окрашивают ли скульптуры из снега и льда?
— Нет. Eсли не считать самих скульпторов, постоянно работающих на холоде. Вот они синие.
— А кто стал победителем?
— Мы уехали до подведения итогов. Можно только предполагать, что победит, как всегда, архангельская команда «Белогорские узоры», изваявшая композицию с оленем.
— Были ли тюменские команды на чемпионате?
— Нет, к сожалению. Тем более что при взгляде на ледовые скульптуры по аналогии мне вспомнились тобольские косторезы. Но ничего. Eздили мы на чемпионат не простыми зеваками (Владимир хлопает по толстой записной книжке). У меня теперь есть адреса, в том числе екатеринбургские. Морозов в Тюмени хоть отбавляй. Нужны нам и свои ледовые скульпторы. Eсли городское начальство и спонсоры поддержат, вырастут у нас хрустальные терема.
— Eсть ли реальная польза от этих хрупких забав?
— Можно вопросом на вопрос? Что происходит со снежными городками, которые строят каждый раз под Новый год, затрачивая массу денег и пиломатериала?
— Растаскивают дачники.
— А теперь, допустим, город раскошелился, чтобы в ноябре прошел фестиваль ледовых скульптур, и к Рождеству городу останутся прекрасные ледовые монолиты на всех площадях для праздничных забав. Ледяные горки не утащишь. Разве что кому-то в ледник кусочек льда понадобится. Сейчас у ребятни не так уж много мест, где она могли бы порезвиться в зимние каникулы. В этом году вообще остался один пятачок у «Геолога».
— Согласен с тобой, Володя, тем более столько вокруг талантливых художников. А мрамора на всех не хватает. Надо наши недостатки заставить повернуться выгодными сторонами. Пусть сибирский Мороз Иванович переквалифицируется в скульптора.
— Эта моя хрустальная мечта.
— Скорее ледяная. Но я желаю, чтобы она не разбилась и не растаяла.