Поэма о пиле
Г ости и хозяева
Какая это была пила! Мечта поэта! Да что там поэта! Любой художник мечтал бы о таком блестящем полотне…
Впрочем, давайте по порядку. В разгар февральских морозов в техническом лицее Тюмени состоялась выставка-продажа продукции двух немецких фирм — «BOSCH» и «HAIN». Актовый зал лицея сверкал иллюминацией и улыбками сотрудниц «ПСОУТ» — фирмы, организовавшей для тюменцев эту встречу …
— … На наш страх и риск, — говорит юрист фирмы Рубин Мандек. — Мы не знали, как встретят горожане ручной электроинструмент от фирмы «BOSCH», окна и двери от фирмы «HAIN».
— Чем была вызвана эта боязнь?
— Ценами, — признается глава «ПСОУТ» Николай Охалин. — Дверь за миллион рублей не каждому по карману, но когда-то надо привыкать к мысли о том, что дорогое — надолго.
Окно в Eвропу … вместе с дверью
Знакомая ситуация. Россия периодически стремится прорубить окно в Eвропу. Сегодня соседи по Eвропе готовы не только предоставить инструменты для прорезания проемов, но и оконные и дверные полотна любых форм и конфигураций.
Рубин Мандек вспоминает, как глава немецкой фирмы удивлялся нашим форточкам на окнах. Гостю никак не могли растолковать, что на зиму окна заклеиваются и форточка служит для проветривания комнат. Удивление это стало понятным после знакомства с товаром гостей. Во- первых, рамы были подогнаны без малейшего зазора. Во-вторых, на «гнилом Западе» дерево пропитывается антигнилостным составом и проходит специальную обработку, после которой не коробится, не разбухает и не ссыхается. И жукам-древоточцам становится не по зубам.
Вспоминаю рассказ своего приятеля-новосела, который полностью поменял окна и балконную дверь в новой квартире. О ремонте не могло быть и речи, потому что в щели рассохшихся окон пролезали пальцы.
— А что касается проветривания, смотрите, — Рубин Иванович меняет положение ручки на створке окна, и створка начинает открываться по-другому, так, что приоткрывается сверху. Оригинальная конструкция фурнитуры изменяет ось вращения рамы. Точно таким же образом устроены и двери. Интересуюсь у хозяев, почему выставка продлится только три дня.
— Все зависит от спроса, — отвечает глава фирмы Николай Охалин. — Eсли возникнет спрос, развернем постоянно действующую экспозицию.
Театр рабочих инструментов
Не знаю, читатель, насчет спроса. Хотя сотрудники «ПСОУТ» сказали, что покупатели появились. Вот насчет ярко выраженного интереса к выставке- продаже могу сказать определенно. Eще бы! Это не просто выставка, где экспонаты обречены покрываться музейной пылью. Это Театр Инструментов.
_ Специалист фирмы «BOSCH» Йене Фогель, высокий, худощавый молодой человек с д’артаньянскими усиками, заставляет каждый инструмент выступить в предназначенной ему роли и уступить место новому «актеру» спектакля машин.
Самый маленький «артист» этого театра — электронный измеритель. Йене держит прибор в руке и, поворачивая его в разные стороны, показывает нам экран: длина, ширина, площадь комнаты, высота и объем — все в считанные секунды.
— Наклейка обоев, настилка линолеума, полов требуют расчета, — поясняет симпатичная переводчица.
Понятно и без перевода, что любой состоятельный хозяин эту вещицу, затмившую рулетку, взял бы не задумываясь. А вот «на сцене» металлоискатель, определяющий положение арматуры в бетонной стене. Вот лобзик, который поможет пустить художественными завитушками не только лист фанеры, но и …плаху толщиною восемь с половиной сантиметров. Eсли нет плахи, можно и стальной лист. Из «железного занавеса». Вот и перфоратор, с которым легко управится даже женщина. И отбойный молоток Йене демонстративно держит в одной руке, раскалывая бетонный монолит.
И, наконец, электропила… От силы два килограмма! А может легко одолеть и бревно, и прутик. Специальное приспособление моментально выключит ее из сети, стоит полотну выпрыгнуть из запила.
А потом…
А потом я размышлял. Не об европейских технических чудесах. У советских собственная гордость. Eсть и у нас военная и космическая техника, где все просто и удобно. Только это все далеко, а здесь, на соседней стройке, такие отбойные молотки, что только вибрационную болезнь получать, а не работать.
Размышлял я о пылесборнике, прикрепленном к каждому немецкому инструменту. Чтобы работающий пыль не глотал. Думал об электродрели, с которой мог бы легко управиться и я, левша — достаточно за несколько секунд переставить рукоятку. Когда я услышал девиз немецкой фирмы — все для человека — это не воспринималось отвлеченной формулой из отчетных документов прошлых лет. Я думал о том, что снова России надо учиться у Eвропы не производству лучших в мире автоматов, а вниманию к человеку и его насущным нуждам.
…Рабочий день подходил к концу. Пора было уходить. Йене разобрал один из инструментов и проверял что- то в сплетении проводов. И тут напоследок мои патриотические чувства пощекотала … отвертка в руках немецкого инженера. Она была из набора, произведенного в моем Отечестве!
Честное слово!