Еще горит, еще горит свеча
Такая культурная жизнь
И под Тюменью будут строить крепость… Возможно, этим летом, возможно, похожую на средневековую. Eсли тюменские толкиенисты уладят в своей среде кое-какие организационные дела.
Толкиенистская культура — явление новое, в какой-то степени сенсационное в нашем городе. Судите сами, что же заставляет весьма почтенную публику, отцов семейств, интеллектуальную элиту тюменского студенчества, рабочих, сотрудников НИИ, «новых русских» копать реальные рвы, строить реальные крепости (конечно же, небольшие!), выделывать и облачаться в доспехи необычной формы, готовить мечи и прочая?
А ведь все начиналось три года назад… с покупки книг английского писателя Джона Рональда Райела Толкиена. Нет, не автора детективных и авантюрных романов. Тем более что пока не слышно про детские и взрослые игры тюменцев в Шерлока Холмса, героев американского сыска.
Необходимая справка. Толкиен скупо издавался в советское время. Бум начался в конце 80-х, когда только в Тюмени (в приближенном исчислении) разошлось около 50 тыс. экз.. Значит, почти в половине городских семей есть его книги. Это грандиозная по размеру и многочисленности фольклорная сказочная эпопея. Особенно распространен роман-трилогия «Повелитель колец» (1954-1956). Все произведения справедливо считаются значительным достижением английской литературы XX века. В них показаны 5 тысячелетий истории мифологизированного Средьземелья. Эзотерический, символический мир наполняют гномы, гоблины, эльфы, тролли, авторские персонификации борьбы темных и светлых сил. В битве за Волшебное кольцо, в победе над всесильным драконом Смогом, захватившим сокровища гномов, скрываются авторские аллюзии, переклички с этико-философскими значениями эпохи борьбы с фашизмом.
Ординатор нашего мединститута Андрей Дмитриев, студентка ТюмГУ Юлия Сухих, магистр клуба (правда, отошедший) Игорь Варкин, хорошо известный в молодежном авангарде человек, в принципе сошлись в одном. Тюменская община толкиенистов (ТОТ)проросла в клубе любителей фантастики. Можно было играть в любой острый сюжет. Но лишь Толкиен со своей глубинной мифологией дает возможность создать Игру с большой буквы сюжетно-ролевого характера. Eго книги дают шанс любому «найти свою роль», вести диалог с собой другим и, возможно, уверенно почувствовать себя в наше смутное время. ТОТ настаивает, что у него особый путь в сравнении с коллегами в мире, в бывшем Союзе. Он ориентируется на юных (13-18 лет), есть педагогический подход к Игре — не только поиграть, но и научить. Создана особая психологическая методика погружения в Игру. Игра моделируется, но, странное дело, после первых действ была и неудовлетворенность. У «темных» сил плохо сработал механизм «вывода».
Никто не скрывал, что Игра — способ бегства от прелестей на- | шей потребительской цивилизации в России. Многие подростки в ней — хозяева положения, проявляют и проверяют себя в экстремальной обстановке. Особо эмоциональные натуры после действа не узнавали город, автобусы. Сказка игровой жизни оказалась выше реальной. А те подростки, которые прошли свои круги, пережили пленение, бой, смерть. Они лили свои монеты, учились общению с природой, дипломатничали, осваивали красивые ритуалы и манеры.
Не скрою, что я беседовал и с обеспокоенными родителями. Пока ничего похожего на киевскую историю с концом света не произошло. Пока в ТОТ возникли свои проблемы — одна фракция собирается в юношеском клубе «Авангард», другая, кажется, скитается. Не нами сказано: игра — дело серьезное. И если новые планы станут делом, то дорогой и редкий ныне творческий потенциал человека играющего возрастет, и не за счет стандартов массовой культуры. Увы, именно туда чаще всего попадает подросток. А чтобы родители были сторонниками ТОТ, почему бы с помощью городского комитета по делам молодежи не устроить специальную пресс-конференцию?
Ясно одно: на культурной карте нашего города еще горит свеча духовности и молодой игры ума, способностей, тренировка и проба жизненных сил. К ней тянутся подростки. И, подумать только, в Ливерпуле и Монреале сие тоже есть. Ну хоть в этой плоскости Тюмень вышла на мировой уровень.