X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мир уцелел, потому что смеялся

Такая культурная жизнь

Можно и так привести этот афоризм. Часто его смысл переносят на всю сферу творческого выражения человека. Eсли люди поют, пляшут, весело рассказывают, — одним словом, сами вырабатывают для себя солнечный ток жизни.

Издавна считалось, что самая заводная возрастная поросль на планете — студенческая. Российский вариант доказательства нехитрой мудрости — песенка: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год…» Но коли и тут нам втемяшилось в башки зудящее желание, разрывая штаны, бежать впереди прогресса, реальную, богатую культурными событиями студенческую жизнь бодренько превратили в гнусный пейзаж после битвы.

Не надо отлавливать ответственных лиц, проводить дилетантский опрос. Достаточно взглянуть на внушительные доски объявлений в вестибюлях вузов. Пыль безалаберного времени и мертвящая пустота. Их не закрыть редким появлением скромных листочков киноклуба, даже рекламные агенты филармонии и наших театров почти перестали приносить в вузы свои бумажные простыни.

Я не могу разделить жеребячьего восторга корреспондента «Аргументов и фактов», со смаком пересказавшего свой разговор с директором ДАС (Дома аспиранта и стажера) Московского университета. Начальник философски ответил на вопрос о том, сколько времени потребуется, чтобы преобразовать ДАС в публичный дом. Оказалось, что пять минут. Ровно столько, сколько надо, чтобы перевинтить вывеску. Не согласен, чуть дольше, еще и лампочку над входом из экономии надо красной нитрокраской помазать. А может, все это — опорный раздел новой общероссийской программы культурного развития нашей молодежи?! Одно несомненно — студенческую душу влекут сегодня в примитив. И как бы ни восхищались тюменские журналисты уроками хороших манер, танцев в колледжах для избранных, достаточно было спросить у них: читали ль вы? — сразу же веяло мертвящей тишиной.

Пытаясь скрасить неловкость ситуации, я постарался приободрить молодых людей в безупречных двубортных черных костюмах с серебряными крестиками на левых лацканах (дело было на презентации в ночь на Рождество). Мол, знаете же вы единственную общероссийскую газету, посвященную литературе… Нет, не знают. Тут уже и я стал краснеть, назвал «Литературную газету» и добавил, что в ней регулярно появляются обширные статьи известных людей о бизнесе, современном праве, менеджменте. Увы, увы…

С отчаяния последние могикане студенческого культуртрегерства в нашем университете, знаменитые братья Фирсовы с истфака, решили разворошить тлеющие угли студенческого клуба профкома. Оформившись в штат, неплохо зная обстановочку, они решились на крайнее средство. Лихая комбинация из вурдалаков, вампиров, мертвяков, как бы сканированная с клипов Джексона и прочего парафина «ЭмТиВи», жаждала творческой крови с бестиальных пародийных оргий на студенческой Сцене.

Люди, даже этот крутой верняк не пошел!

Мужи зрелые, конечно же, спросят о том, куда же смотрит администрация. На уровне вузов она смотрит в странные депеши из Москвы, неловко объясняющие, почему положенные по бюджету средства на наши вузы не перечисляются. Здесь уж не до жиру, быть бы живу. Остается уповать на помощь городских и областных структур.

Новое — часто и напрасно забытое старое. Как первый шаг — выпуск в Тюмени городской студенческой газеты,паллиатива из лучших качеств бывших вузовских многотиражек, альманаха и ежедневника.

Знаю, что найдутся те, кто вспомнит почивший в безвестности странный ежедневник — то ли «Пульс», то ли «Импульс». При всех разбродах и шатаниях и разочаровывающих прелестях студенческого «антима», маразма тусовочной туфты студенчество останется достаточно организованной средой. Дышат профсоюзы, заседают академ- советы и старостаты. Более того, молодая мобильность и предприимчивость способны соединить прибыль с культурой, желанием творчески самовыразиться на газетной полосе. У нынешнего студента есть только его интересы, свои особая жизнь. Значит, издание может рассчитывать на собственные каналы реализации и при ряде условий даже иметь небольшую прибыль. Тем более что есть и опыт. Недавно крепкие университетские ребята при. соответствующей конспирации от обирал федерального и криминального масштаба благополучно посетили столицу, в быстром темпе закупив мелкие партии книг по философии, культуре, вернулись без потерь в родные пенаты. Теперь я и мои коллеги, да и часть наших филологов сумели приобрести «Закат Eвропы» Шпенглера, опыты С. Кьеркегора и М. Хайдеггера… Дорого, конечно, для жалкого доцентского кошелька. Но куда денешься? Сам же эксцесс может стать культурным процессом с обоюдоприятными дивидендами.

А пока, помните, «девушка пела в церковном хоре…» Может, она была студенткой. Может, в другом хоре уже сегодня мы встретимся и споем бессмертный гимн клубов самодеятельной песни на слова такого красивого, мудрого и такого молодого Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!».

Не озвереть совсем, не сгнить… А то ведь мы уже упали в культуре на давно обещанное Г. Поповым дерьмовое донышко (это в экономике еще летим в бездну). Иначе чем объяснить стишки молодых студенческих московских талантов, тиснутых в альманахе с регистрационным номером Минпечати РФ. Извините, цитирую строфу полностью: «Кто нахаркал мне в ботинки? Почему в г… пижама? Это Будда Гаутама, это Будда Гаутама. Без труда, как говорится, не поймаешь даже триппер. К новому армагеддону нас ведет бессонный шкипер…» (Сокращение неприличного слова наше — Ред.) Вадим Степанцов, МГУ, альманах «Истоки», стр. 97.

Он же, там же — «… и содрогнется от рыданий твоя прокуренная грудь, и в море нравственных страданий ты станешь медленно тонуть.» Точка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта