БМВ: качество на всю жизнь, не считая ремонтов
Сегодня БМВ — самая популярная модель на рынке подержанных импортных автомобилей, которая по числу предложений превосходит даже отечественные «восьмерки» и «девятки». Средний возраст ввозимых из Западной Eвропы в Россию БМВ составляет 9-11 лет, цена на московском рынке — от 3,5 до б тысяч долларов.
На этот раз мы решили несколько изменить правила экспертизы, проводимой «Известиями» на базе московской фирмы ДЭКС (диагностика, экспертиза, консультации, сервис).
За последние полтора года через диагностические стенды и ремонтные посты ДЭКС прошло около 300 (!) БМВ третьей и пятой серий, поэтому нет смысла описывать особенности какого-то одного автомобиля, когда и без того накоплен громадный статистический материал, позволяющий объективно судить о том, в каком виде попадает знаменитый баварский автомобиль к советскому народу.
Скажем сразу, что рекламный лозунг «БМВ — это качество на всю жизнь» несколько преувеличен, особенно когда имеешь дело не с новенькими красавцами ценою от 40 тысяч долларов и выше, а уже с езженными «лошадками», которые тем не менее целыми табунами перегоняют из Германии в Россию.
По мнению директора ДЭКС Андрея Лемигова, в России стимулом для широкой торговли подержанными БМВ является прекрасная мировая репутация баварского концерна-производителя. Даже на благополучном Западе обладание БМВ является верным признаком того, что у его владельца доходы выше среднего уровня. Российский же потребитель, впервые пересаживаясь из «Жигулей» и «Москвичей» на агрессивный, спортивного вида БМВ, просто млеет от его великолепных ходовых качеств. Однако новички, как правило, не в силах объективно оценить работу двигателя БМВ: в отличие от «Жигулей» мотор «тянет» почти всегда. Можно месяцами ездить на неисправном двигателе — и лишь случайно, на экспертизе, выяснится, что, к примеру, один цилиндр из пяти или шести не работает вовсе! (Для сведения: относительно небольшие, среднего класса «тройки» комплектуются мощными двигателями от 90 до 143 лошадиных сил, максимальная скорость — от 160 до 202 километров в час).
Судя по статистике ДЭКС, среди обращений клиентов по поводу поломок в двигателях иномарок БМВ держат устойчивое лидерство, особенно по отказам, устранение которых требует дорогостоящего и хлопотного капремонта (задиры коленвала, цилиндров, обрыв шатуна). Сальники клапанов текут на 80 процентах БМВ, прошедших 120-150 тысяч километров, снижение компрессии в цилиндрах ниже допустимой нормы — у половины машин, у 40 процентов отказывают бензонасосы, у каждой третьей — проблемы с прокладками головки блока (нарушена герметичность)…
Недостатки двигателя, как ни парадоксально, происходят отнюдь не от конструкторских недоработок. БМВ — машина по-своему совершенная практически по всем своим агрегатам. Но, чтобы они работали безотказно, нужен соответствующий сервис и — со стороны водителя — разумная манера езды. Ясно, что вождение на предельных скоростях (а в Германии, например, скорость на многих автобанах не ограничена) приводит к быстрому износу мотора. Среди немецких владельцев БМВ много любителей кататься с ветерком. Мощные «тройки» и «пятерки» как бы провоцируют водителей на скоростную езду. Откатав лет семь-восемь без особых проблем, немцы избавляются от старья, покупая новые автомобили. Но ведь дальше они едут не на свалку, а в третьи страны, в том числе и в Россию, где иномарки, особенно БМВ, окружены ореолом неколебимой репутации. Вот почему не следует переоценивать заверения продавцов иномарок о том, что их товар «в СНГ не эксплуатировался»: и на прекрасных европейских дорогах можно загнать двигатель до состояния полной непригодности.
Очень часто к болезням мотора, заработанным на родине БМВ, добавляются и наши, доморощенные, дефекты. То — из-за экономии средств — хозяин немецкой машины вольет в нее российское масло, решив, что и негодный фильтр «еще послужит», то вдруг решит, что подозрительный бензин «тоже сгодится»… В итоге каждое четвертое обращение в автосервис и жалобы на захандривший двигатель БМВ вызваны элементарным невежеством владельцев автомобилей.
Немало проблем и с кузовами. Чисто внешнего осмотра на предмет ржавчины при выборе БМВ недостаточно. На вид машина может выглядеть превосходно. Но весьма часто под стойкой, не теряющей блеска многие годы краской не оказывается… металла, либо толщина краски превосходит толщину металлической основы. Это значит, что машина прошла «предпродажную подготовку» где-нибудь в турецких или югославских мастерских в ФРГ. Следует знать, что заводская антикоррозийная гарантия на кузова БМВ составляет шесть лет, а абсолютное большинство машин, завозимых в СНГ, этот критический возраст уже пережили.
Меньше всего головную боль владельцев БМВ третьей и пятой серии вызывает подвеска. Бесспорно, что она более надежная, чем у аналогичных «Ауди-80» и «Опеля-Асконы», без особых проблем выдерживает до 200 тысяч километров. Как правило, первыми в подвеске БМВ «летят» передние амортизаторы и рулевой привод.
Выбирая БМВ, необходимо знать, что третья серия (самая популярная) делится на две категории: автомобили, выпускавшиеся с 1975 по 1983 год, и с 1983-го до настоящего времени. Предпочтение следует, разумеется, отдавать более новой конструкции (проще искать запасные части). К тому же с 1983 года созданная двухдверной «тройка» выпускается и в более удобном четырех- дверном варианте.
Что касается цифр на кузове — 316, 318, 320, 323 — то первая из них обозначает серию, а две другие — объем двигателя (1600, 1800, 2000 и 2300 «кубиков»), У более современных модификаций встречается вместе с номером и буква I, что означает наличие инжектора, или системы электронного вспрыска топлива. Штука эта при нашем скверном бензине капризная, требует высокой квалификации ремонтников. Поэтому при отсутствии соответствующей ремонтной базы лучше всего приобретать БМВ с карбюратором.
Наконец, не стоит рассчитывать на то, что ваш БМВ, особенно с поработавшим двигателем, сможет сэкономить бензин. Расход топлива на БМВ при езде по городу составляет как минимум 14-18 литров на сто километров, зимой же он может быть и выше 20 литров.