X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Шесть пасх в Иерусалиме

Календари не только врут, считает немецкий еженедельник «Цайт-магазин», но и ссорят людей. Пример тому — отношения между теми, кто в разное время и по-разному отмечает Пасху. Из-за этого поссорились когда-то самаритяне и иудеи.

Самаритяне — потомки вавилонских кочевников, переселившихся в Палестину до рождества Христова. Они до сих пор живут по раннеиудейскому летоисчислению, отрицают Талмуд и признают только пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. От иудаизма они отошли еще до VI века до нашей эры. Ученые до сих пор спорят о том, при каких обстоятельствах это произошло. То ли самаритяне не захотели отказаться от своих языческих жен, как сделали иудеи? То ли нашли недалеко от Наблуса место, ставшее их собственным святилищем?

В евангелии от Луки есть притча о «добром самаритянине». Он помог страннику, которого ограбил разбойник, тогда как иудейский священник прошел мимо жертвы. Однако уже много столетий самаритян и евреев разделяет религиозная рознь. И одна из причин — Пасха.

Самаритяне — небольшая этническая группа, живущая в Палестине и насчитывающая сегодня всего 650 человек. После разрушения своего храма в Иерусалиме евреи отказались от культа жертвоприношения. Самаритяне сохранили традицию по сей день. В этом году они встретят Пасху 24 апреля — закланием ягнят на горе Герецим, где, как они думают, Авраам когда-то принес в жертву своего сына. Но это не единственный праздник Пасхи на Священной земле.

Для евреев их Песах — трапеза в знак освобождения от египетской неволи — пришелся на этот раз на 26 марта. Западные христиане праздновали Пасху 3 апреля, православным она еще предстоит 1 мая — одновременно с армянами, сирийцами, коптами и эфиопами, хотя в каждой из иерусалимских религиозных общин соблюдаются по этому случаю свои традиции. В течение пяти недель в разных религиях чествуют одного и того же Бога. А когда-то евреи и самаритяне делали это совместно.

С тех пор различия появились не только во времени, но и в обрядах. Немецкая Пасха — «Остерн» напоминает о том, как язычники встречали весну. Остара — так величали богиню весны древние германцы. И если пасхальное яйцо как символ жертвы и горящие свечи как символ воскресения в раннем христианстве сохранились в качестве чисто религиозных элементов, то пасхальный заяц, олицетворяющий дух плодородия, — дань языческим традициям.

В Иерусалиме самаритяне празднуют Пасху, как и много веков назад, строго соблюдая один и тот же обряд. Мальчики, одетые в белое, играют с ягнятами, пока мужчины, тоже в белом, подпоясанные, как накануне исхода из Eгипта, готовят пищу. Белый цвет означает ожидание жертвы. После молитвы, произнесенной главным священником., ягнят закалывают. Женщин на процедуру не допускают. Жертвенной кровью мажут друг другу лица: отец — сыну, старший — младшему. Разделанные туши жарят в печи на открытом огне.

Ягнят ровно столько, сколько домов в поселке, и если в одном доме едоков недостаточно, приглашают соседей. К утру не должно остаться ни кусочка жаркого. Останки бросают в печь. Пресный хлеб и горькая зелень… Лишь кока-кола не соответствует историческому меню, но отказаться от нее теперь не могут даже самаритяне.

У евреев пасхального агнца заменяют пропеченный кусочек мяса с косточкой и крутое яйцо. Особую смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина — «харосет» — готовят для вечерней трапезы — «седера». Седер существовал еще до разрушения храма, но позднее стал кульминацией Пасхи. Здесь читается Агада — историческое сказание об избавлении еврейского народа от гнета фараонов.

В православных кварталах Иерусалима, где живут русские, во время Пасхи устраивается «оргия» очищения. Женщины скребут и драят посуду, многократно прополаскивают ее кипятком, чтобы смыть остатки «квасного».

Пасха и Песах мало чем отличаются друг от друга, но даже в Палестине, где когда-то они во всем совпадали, людей одолевают и зависть, и гордыня, и желание «отличиться» перед одним и тем же Богом. Христиане поделили Пасху даже внутри себя — между католиками и протестантами.

И только погост один на всех. Заключительный пасхальный обряд жители трех (не считая мусульманского) кварталов Иерусалима — христианского, еврейского и армянского — совершают в разное время, но в одном и том же месте, в знаменитой церкви Гроба Господня.

В святой четверг, в 8 часов утра, в ее дворе совершают омовение ног греки, в 9 часов — копты, в 10 — эфиопы, в 14 — латиняне. В тот же час у себя в квартале, в церкви Святого Якова, начинают праздник армяне.

В этом соборе, сохранившемся со времен средневековья, всего несколько стульев. При богослужении не сидят. Храм, посвященный апостолу, которого обезглавили по приказу Ирода, украшает майолика, искусством которой армяне владеют мастерски. Чужому попасть сюда практически невозможно. Редкие исключения делаются только для дипломатов, высших священнослужителей других церквей, мэра Иерусалима и комиссара полиции. Армянских монахов нетрудно узнать по черным остроконечным капюшонам. Формой они должны напоминать очертания Арарата, от которого когда-то отчалил Ноев ковчег.

В святой четверг на православную Пасху в монастыре Марии Магдалены русские монашки поют тексты из евангелия, а потом глубокой ночью спускаются в спящий город к приюту церкви Гроба Господня, которую они называют церковью Воскресения. Туда несут они из своего монастыря гробовой покров и эпитафии.

В страстную пятницу христианской Пасхи дорогу «Виа Долороза», проложенную в 1540 году францисканцами для «хождения по мукам», заполняют католики и протестанты. Она начинается от руин крепости Антония, которую Ирод воздвиг для римлян. Без нескольких минут 11 греки начинают бить железом в деревянные гонги. В свое время турки запретили им пользоваться колоколами. Гонги означают: начался праздник и патриарх покинул свою резиденцию.

Палестинские христиане проходят через город в костюмах бойскаутов, играя на свирелях и держа крест на плече. Приезжие греки, прежде всего пожилые вдовы, одетые в черное и, очевидно, долго копившие деньги на это паломничество, несут на спине крест, согнувшись под ним.

На протяжении пяти недель шесть раз повторяется Пасха, и здесь можно встретить монахов из Черной Африки, домашних хозяек из Германии, дипломатов из ЮАР. Они молятся на ходу, преклоняют колена, фотографируют.

Шесть религиозных общин Иерусалима используют для пасхальных обрядов одну церковь, признавая, что Бог един. Шесть разных пасх говорят о том, что у каждого он свой.

Журнал «Цайтмагазин», ФРГ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта