«Голубой гром», русский вариант
Русский видеохит мая — боевик «Черная акула», кажется, просто обречен на успех.
Секретная новинка отечественной военной техники — супервертолет с невиданной огневой мощью и танковой броней, испытываемый в Афганистане. Подпольный завод по производству героина, который надо уничтожить — попутно с испытаниями. Отважный русский офицер — майор Гусаров из спецназа, сражающийся с «духами» на земле. Американцы, которые охотятся за «Черной акулой». Местная наркомафия, которой будет нанесен сокрушительный удар… И это еще не все слагаемые успеха. Классно и почти непрерывно работают каскадеры. Не поддельная, а абсолютно настоящая «Черная акула» вытворяет свои изумительные трюки в небе и’ почти у самой земли. Перестрелки, взрывы, рукопашные схватки — и все это нам предлагают в одном фильме режиссера Виталия Лукина.
Eще одна изюминка этой картины — непрофессиональные актеры. Так, в роли Гусарова снимался… Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин. Практически не знакомы зрителями все другие лица густонаселенного фильма — что, догадываюсь, должно играть на эффект предельной достоверности, непридуманности происходящего.
«Черная акула» смотрится на одном дыхании и… все же оставляет двойственное впечатление. Да не упрекнут меня в отсутствии патриотизма, но в этом абсолютно патриотическом фильме о доблести русских воинов и мощи нашей военной техники как-то сглажено, завуалировано (или, выражаясь военным языком, замаскировано) то, что «Черная акула» испытывает неподражаемый арсенал своих боевых средств на тех, кто защищал свою землю. Душманами их назови, моджахедами или «духами» — но это так. Скользкая, опасная, больная эта тема, казалось бы, уже обсуждена «на сто рядов», и названы конкретные виновники — те, кто бросил наших парней в афганскую мясорубку, и сняты жесткие, Пронзительные фильмы об этом вынужденном героизме… Однако создателей «Черной акулы», по-моему, меньше всего волнует подоплека жестокой, навязанной простым русским солдатам войны. Поэтому в качестве «палочки-выручалочки» рожден волей сценариста подпольный завод наркотиков (хотя не исключаю, что он или ему подобные были и в действительности).
Словом, боевики про «Афган» можно смотреть по-разному. В том числе и совершенно бездумно — было б побольше стрельбы, трюков и почаще б умирали «не наши»… Впрочем, каждый зритель имеет право на свое мнение (и слава Богу!).
Я могу ошибаться — но показалось, что «Черная акула», безусловно, навеяна потрясающим успехом американского «Голубого грома» — довольного старого боевика режиссера Джона Бэдема о полицейском супервертолете (фильм был на больших экранах России, его показал телеканал «Останкино»). Я слышал мнение: «Голубой гром» выдуман как фантастическая игрушка, а вот «Черная акула» — реальная, отлично сработанная машина. Возможно-возможно… В любом случае фильмы о чудесах военной техники всегда будут смотреться с огромным интересом.