Тюменец на ступенях рейхстага
КУРЬEР
Василий Иванович был заместителем у комбата Неустроева, батальон которого штурмовал рейхстаг. Сражался на всех этажах. А когда эсэсовцы, оборонявшие здание, подожгли верхние этажи, именно Василий Иванович отыскал запасной выход из зала заседаний и вывел бойцов из огня.
На оригинале этой фотографии рукой самого Василия Ивановича Ярунова было написано: «Берлин,31 апреля». В апреле, конечно, и тогда было 30 дней. Просто в бесконечных военных боях апреля 45-го месяц этот казался бесконечным. А, по свидетельству военного журналиста и писателя Василия Субботина, в тот день, когда был сделан этот снимок, рейхстаг еще горел.
Сегодня список тюменцев — ветеранов 150-й Идрицко-Берлинской стрелковой дивизии сократился уже до минимума. А их было немало, тех, кто на разных этапах войны шел в боевых порядках этого, быть может, самого прославленного соединения нашей армии.
…Дмитрий Васильевич Юдин.
…Николай Петрович Захаров. Пришел с войны на костылях. Занял довоенную еще должность главного агронома Упоровского райзо. Потом стал кандидатом наук. Опубликовал интереснейшие воспоминания о боях.
…Василий Андреевич Рыжков. Когда-то он прибавил себе два года и ушел на фронт. Стал лейтенантом.
…Николай Петрович Калинин. «Сорокапятчик». Он рассказывал, как бойцы его расчета втащили на третий этаж министерства внутренних дел пушку и били по рейхстагу прямой наводкой.
«Берлинский бой — самый последний бой, — вспоминал Николай Петрович. — Они же за каждое здание хватались, за каждый клочок земли своей. Я специально домой из Берлина свою шинель привез. Она была вся изрешеченная, как кто ее истыкал шилом.
А Васю Рыжкова почему-то вспоминаю чаще’ других. Он во время штурма рейхстага, Вася, был самый молодой среди нас. А уже командир стрелковой роты. Eго рота на подступах к рейхстагу отбивала атаку немецкой морской пехоты, которая шла слева, со стороны реки Шпрее.
Вася встретился с Яруновым перед штурмом рейхстага в подвале швейцарского посольства. Человек десять их было. Слили в котелок свои «100 грамм «наркомовских» и пустили по кругу. Каждый по глотку»…
А когда рейхстаг взяли, сколько их осталось? Двое: Рыжков и Ярунов. И сейчас, если снова взять тот солдатский котелок и налить, то с каждым годом у этого котелка все меньше, меньше…
… Мы видели рейхстаг в августе 1992 года. Монументальное серое здание. Без купола. Площадь, через которую от «дома Гиммлера» шли к рейхстагу наши атакующие цепи, засеяна травой. За рейхстагом — Шпрее, справа — Бранденбургские ворота, дальше — остатки Берлинской стены.
Войны кончаются. Память о подвиге, память о жертвах — беспредельна.
***
фото: Этот снимок — один из самых знаменитых. Группа солдат и офицеров 150-й Идрицко-Берлинской стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса — на ступенях рейхстага. Высокий капитан, усатый, в пилотке и с гвардейским значком на груди, — это Василий Иванович Ярунов, родом из села Килки, что под Тюменью.