Мечта о китайской стене
Свобода совести — одно из немногих реальных достижений перестроечных лет. Однако есть немало охотников это право так или иначе ограничить.
Депутат Государственной Думы РФ, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев (он же заместитель председателя центрального исполнительного комитета компартии РФ) в интервью газете «Правда» недавно сказал: «Я атеист, но в политике существуют моменты, когда надо оберегать исконно русское, наши древние конфессии требуют поддержки». И, кстати, вспомнил старое доброе время: «В годы Советской власти многие иерархи церкви награждались высшими наградами Родины»…
Зоркальцев явно стремится продолжить традиции ныне не существующего Верховного Совета РФ, который понимал свободу совести как необходимость Оказывать покровительство одной конфессии — Русской православной церкви. Летом прошлого года Священный синод РПЦ высказался в пользу законодательного ограничения (точнее, запрета) деятельности иностранных иноконфессиональных проповедников в России. Письмо с подобными предложениями было направлено председателю ВС Руслану Хасбулатову. Тогдашний глава комитета ВС Вячеслав Полосин подготовил поправки к действующему закону о свободе совести. 4 октября закон с поправками, предусматривающими жесткую регламентацию деятельности иностранных проповедников, был подписан Александром Руцким, который в те дни уверенно считал себя президентом России. К огорчению членов Синода, это подписание не было зачтено историей.
Тем не менее с начала этого года началась новая кампания по пропаганде все той же идеи: огородить китайской стеной «традиционные» религии, под которыми подразумевается прежде всего религия Московской патриархии. В апреле Вячеслав Полосин, лишившийся депутатского мандата, но не оставивший желания победить инославия, вместе с другими энтузиастами подготовил проект Закона Российской Федерации «Об имущественных правах и хозяйственной деятельности религиозных организаций, их предприятий и учреждений в Российской Федерации». Проект предусматривает не регистрационный, а разрешительный порядок допуска в страну иностранных проповедников. Вопрос — кому запрещать — сформулирован весьма расплывчато: «Основанием для отказа в выдаче разрешения… является наличие в предшествующей деятельности привлекаемого лица установленных фактов нарушения законодательства в любой стране (кроме случаев преследования за убеждения) либо фактов, свидетельствующих о несовместимости его деятельности с нормами общественной морали в Российской Федерации или нормами охраны здоровья граждан в Российской Федерации, либо фактов, свидетельствующих о религиозной нетерпимости привлекаемого лица».
Полосин и его соратники чуть изменили упаковку идеи: сейчас речь идет не о поправках к закону о свободе совести, сформулирован новый закон. Однако идея осталась прежней: доверить чиновникам решать, кому проповедовать на Руси. Но как объективно определить степень «религиозной нетерпимости»? Можно, пожалуй, считать проявлением религиозной нетерпимости саму идею подобного запрета.
В прошлом году президент не сразу, но наложил на эту идею вето. Сегодня, оказывается, и закон принимать не обязательно. В печати уже мелькнуло сообщение, что Виктор Черномырдин готов просто подписать постановление правительства, которое создаст некоторую комиссию для «регламентации» деятельности иностранцев. Впрочем, и без постановлений правящая элита, особенно в провинции, сейчас активно подавляет деятельность и иностранных, и отечественных соперников Московской патриархии.
Но, если приглядеться, перспективы не так уж мрачны. Против — единодушное мнение мировой общественности, российской демократической прессы. Существенно вот что: если начальство озабочено законодательным оформлением своего практического курса — значит, борьба с этим курсом не только возможна, но и способна принести результаты.
***
фото: