Вечный огонь, порядковый номер…
Сознаю, что хочу задеть тему чрезвычайно деликатную. Но сомнения гложут меня, и не поделиться ими я с читателем не могу.
Речь идет о строительстве нового мемориала в честь Победы. Существует проект. Открыт счет для пожертвований, и Степан Киричук, мэр, дабы дать движению толчок, перечислил в фонд памятника крупную сумму.
Но мне хочется спросить: нужен ли нашему городу, городу тыловому, четвертый памятнике честь воевавших в Великой войне?
Нужно ли срочно сооружать новый монумент и переносить Вечный огонь с прежнего места на новое?
В чем смысл этого шага?
Мы недостаточно почитаем память погибших? Или хотим что-то сделать для еще остающихся в живых? А все, что мы можем сделать, — так это воздвигнуть земной шар на пяти пилонах и украсить эти пилоны фамилиями погибших?
Вопросы, все вопросы.
Осенью 1965 года я присутствовал на заседании жюри, которое выбирало проект монумента Победы №1. Среди вариантов, помнится, был такой. Стоит солдат с мечом, его развевающаяся плащ-палатка обнимает шесть пилонов (опять пилоны!), которые символизируют Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. (Был, кстати, популярный лозунг в середине шестидесятых годов). Подавляющее большинство членов жюри поначалу склонялось именно к этому проекту.
Словом, с большим трудом отвоевали тот, что и сегодня стоит на высоком мысу между Турой и Тюменкой. Открывали его ровно 25 лет назад. Четверть века горит этот Вечный огонь. Долгое время там стояли и школьники в почетном карауле, пионеры, комсомольцы. И всех монумент тот устраивал. Хотя нет, не всех.
В начале 70-х годов в совете ветеранов Ленинского района Тюмени зародилась идея — перенести Вечный огонь на восточную окраину Текутьевского кладбища, где в братских могилах захоронены воины, умершие от ран в тюменских госпиталях. Я помню эти споры, сам в них участвовал. За всеми темпераментными, но малодоказательными доводами «за», как шило из мешка, пролезала простая мысль: у них, в Калининском, Вечный огонь есть, а у нас — нету.
Можно обсуждать и добавлять или убавлять аргументов. Нельзя, мне кажется, оспорить один тезис: если наш огонь Памяти — вечен, то имеем ли мы право погасить его и перенести на другое место? Зажечь, так сказать. Вечный огонь №2?
Смущают и некоторые кулуарность, скоропалительность принятого решения. Те доводы, которые положены в основу, меня, например, не убеждают. Я не знаю, чем новый памятник будет лучше старого. Там, на пилонах, будут написаны фамилии всех погибших? А каким образом их можно будет прочесть, особенно те, что на самом верху пилонов?
Проект, говорят, готов и принят. Скоро. А помните, сколько лет мучили городских стариков, инициаторов памятника старшеклассникам? Выставляли все варианты в областной библиотеке, печатали проекты в газетах, письма за и против. Честное слово, если бы не старые учительницы, не друзья юности погибших, если бы не их простое упрямство — памятника того, пусть невзыскательного, но такого, какой они сами хотели видеть, не было бы до сих пор.
И еще один момент. Очередь оставшихся в живых ветеранов на благоустроенное жилье. С большим трудом мэрия находит деньги, чтобы построить дом для старых солдат. Может быть, деньги, назначенные на монумент, отдать для строительства этого дома? Или еще одного?
В нашем городе — три памятника, связанных с войной. Четвертый стоит в скверике у станкостроительного завода. Eсть мемориальные доски на школах и больницах, на сельхозинституте. Стоит бюст Николая Кузнецова перед тем же институтом. Немало для тылового, в общем-то, города.
Может быть, я не прав. Но есть у меня сомнения, и я очень хочу поделиться ими с читателями.
А то как бы не создать нам традицию: по круглым датам переносить Вечный огонь на новое место. И присваивать ему порядковый номер.