Как рубить собачим хвост -сразу или по частям?
АЛEКСАНДР КОЛОСОВ, первый заместитель председателя комитета по управлению имуществом Тюменской области:
— За жизнь города «отвечают городские власти
— Eсть проблема, которая мне давно набила оскомину. Это управление жильем, объектами соцкультбыта. Да еще все это тесно связанное с приватизацией.. И на все наложила отпечаток реформа собственности. Все, что происходит в городе с жильем, вовсе не конкретно чья-то местная вина. Это — проблема федерального’ уровня.
— А в городе живем-mo мы.
— С формальной стороны за жизнедеятельность отвечают городские власти. Я, например, всегда утверждал, что «муниципальное» и «жилищно-коммунальное» — это слова-синонимы. Тем не менее все поднимают головы вверх и никто не смотрит себе под ноги.
— А вы знаете, как говорят о вашем комитете в городских Структурах? Что он не любит город, в котором сам живет и где живут его дети и внуки.
— Ну, на нашем уровне говорить любишь-не любишь»… Нет, не так.
-А как?
— Я скажу, за что не люблю Тюмень. За то, что городские власти здесь не управляют жилищным комплексом. У них просто нет центра управления им, как бы его ни назвали. Нет, центр не должен быть на Областном уровне. Он должен быть в городе. Это, кстати, было продекларировано еще с выходом закона о местном самоуправлении. Суть проблемы — жилье и все, что с ним связано, требует больших затрат. Где взять деньги?
— И это при том, что две трети жилья еще находятся на балансе предприятий. Ведомства, как, например, ЖКК геологов, ждут. Ждут, пока все рухнет?
— А старая система содержания жилья предприятиями уже рухнула два-три года назад. Деньги никто не вкладывает. Я еще когда писал, что городские власти должны начать приемку жилья.
— Вы считаете, что они не приняли его по нерадению, а не потому, что не могли?
— Исключительно. Не хотели себе лишней обузы. Сознание у них еще не повернулось. И даже указ президента о необходимости управлять объектами, которые не подлежат приватизации (вы же понимаете, что означает этот термин «управлять»?), не ускорил перемены в их сознании.
— Александр Васильевич, но вы же сами сказали, что у города нет денег. Два года назад, год назад этих денег тоже не было. И если город, его муниципальное жилье, кое-как, со скрипом, перезимовало, то страшно даже представить, что было бы, если бы на плечи мэрии лег сразу весь жилой фонд.
— И вы хотите, чтобы вот такое положение тянулось еще долгие годы?
— А что остается? Разве обвальный переход реален?
— Поставим вопрос по-другому. Хочет того город или не хочет, но ведомства свое жилье, не передав его по фактам, фактически сдали муниципалитету. Оттого, кстати, всюду мусор, крысы, протечки. Можно их бить словесно, что вы, кстати, и делаете, но это жилье уже ведомствам не принадлежит. И город принять его не хочет.
— Не хочет или не может?
— Я считаю, не хочет. И попытаюсь это доказать. Господин Бондаренко и городские власти до сих пор пребывают в иллюзиях, что старые постановления правительства о порядке передачи и приемки ведомственного жилья все еще имеют силу. Во всяком случае, об этом говорит подписанное мэром постановление о порядке приемки жилья, в котором перед ведомствами ставится целый ряд жестких условий. Кто это постановление, опирающееся на положения трехлетней давности, будет выполнять? Сегодня нет и уже никогда не будет — в новых экономических условиях — административных механизмов принуждения.
— Но, допустим, вы — мэр. Или, в крайнем случае, господин Бондаренко. Ваши действия?
— Во-первых, я не стал бы вставать в позу и диктовать условия.
бы постарался использовать рычаги, которые у города есть. Например, налогообложение…
— Eще?
— Eще? Сложно сказать… Может быть, из ситуации нет выхода.
— Вы, в своей сегодняшней должности, можете себе позволить сказать, что у городских властей в этом вопросе нет выхода. А они так сказать не могут.
— Eдинственный выход, радикальный, состоит в том, что жилой фонд надо принимать. Даже если нет денег, нет аппарата управления. Первый шаг должен сделать город. Какие плюсы есть в этом решении? Во-первых, сохранятся ведомственные коммунальные службы, которые перейдут в систему муниципалитета. Во-вторых, тогда можно будет потребовать у Федерации деньги, которые посулило правительство в своих многочисленных постановлениях. И, в третьих, закончится неразбериха и людей чиновники, городские и ведомственные, перестанут гонять по кругу. И это самое важное.
ЮРИЙ БОНДАРEНКО, зам. главы администрации города:
— Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны
Я повторю: содержание принятого нами жилья стоит полугодового бюджета города. Мы направили расчеты в администрацию области. Пока с нами о деньгах никто не говорит. А город должен видеть реальные перспективы -сколько получим от правительства, сколько — из областного бюджета?
На наши вопросы областной комитет по управлению госимуществом ответил (на недавнем совещании у Геннадия Бурцева): сколько решат нынешние акционеры бывших ведомств, столько и получите.
Между тем второй пункт упомянутого мною распоряжения устанавливает, что «90 процентов ‘ средств, от приватизации, 100 процентов дивидендов по акциям акционерных обществ, закрепленных в федеральной и государственной собственности области, поступающих в областной бюджет, направляются исключительно на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».* Определено также, что именно комитет по управлению имуществом контролирует этот процесс. А из слов господина Колосова можно понять, что распоряжение господина Рокецкого не является обязательным для него и для его комитета.
Господин Колосов прав: это -федеральная проблема. Но правопреемником федеральной собственности в области является не тюменский муниципалитет, а областной комитет по управлению имуществом.
— Но надо когда-то мэрии стать полновластной хозяйкой в городе?
— Да, он предлагает так и сделать. Сегодня это нереально. Потому что тогда мы должны всю многообразную жизнь города исключить из бюджета, отдав предпочтение жилому фонду. А остальное?. Оно должно умереть? Тюменская мэрия уже приняла 552,9 тыс. кв. м. Затраты на со-
держание этих домов и инженерных сетей к ним сейчас составляют 63,6 миллиарда рублей Eсли выполнять распоряжение Рокецкого, то именно комитет по управлению имуществом, областной комитет финансов должны найти эти деньги и передать их городу. А нам пока что передают главным» образом советы, заняв стороннюю позицию, вроде судьи на ринге. Как бы ни лупцевали друг друга боксеры, судья всегда остается невредим.
— Но Александр Васильевич предлагает решить проблему раз и навсегда. Радикально. А ваша позиция — чтоб собаке не было больно, будем рубить ей хвост по кусочку…
,- Хочу внести ясность. Все предприятия и организации, которые изменили форму собственности в соответствии с планом приватизации, составленным комитетом по управлению имуществом, заключили с этим комитетом договоры на совместное содержание жилого фонда. В договоре — два партнера. Подчеркиваю, два! Акционированное предприятие и областной комитет. Города в этом договоре нет. Комитет ссылается на указ. Этим указом ранее действовавшие правила передачи жилого фонда в муниципальную собственность не отменены. Исходя из этого, город разработал и принял распоряжение (N 862 от 18.04.94) об условиях приемки и передачи ведомственного жилья и сетей. Те руководители акционированных предприятий, которые ведут себя как порядочные люди по отношению к домам, где живут их работники, приходят в мэрию и совместно готовят компромиссный вариант по их содержанию. Так поступил завод АТЭ…
— В чем разница ваших позиций? Господин Колосов стоит на букве закона. А господин Бондаренко уверен, что в условиях переходного периода надо искать компромисс. Так?
— Да. Я хотел бы добавить, что комитет по управлению имуществом не должен вставать в позу обиженного, а должен работать в реальных условиях переходного периода. В условиях, в которых мы все живем.
Речь пойдет не о собаках, хотя для нашего города и это — проблема. Речь о ведомственном жилье. Это — сугубо местный вопрос, который характерен для топливных городов и который совершенно непонятен ни зарубежным специалистам, ни высокому московскому начальству.
Так что выходить из положения нам придется самим. А положение таково.
На 1 января 1994 года в городе числилось 8.437,8 тысячи квадратных метров общей площади капитального жилья. В том числе ведомственного — 5.188,7 тыс. 107 предприятий, которые имели ведомственное жилье, уже акционировались.
После выхода в свет распоряжения главы администрации области N 148-р от 15 февраля «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передаче их в муниципальную собственность» администрация г. Тюмени собиралась принять в этом году от ведомств треть того, что они имели, -чуть более полутора миллионов кв. метров. А в следующие два года — остальное.
Чтобы содержать этот жилой фонд и инженерные сети, только в нынешнем году требуется свыше 166 млрд. рублей. Полугодовой бюджет всего города.
***
фото: