Так брали Бутырку
На следственный изолятор N 2 ГУВД Москвы, более известный в народе как Бутырка, «напали» в 9 часов 40 минут. Быстро «изолировали» женщину-контролера на главных воротах, скрутили вооруженного прапорщика. А вскоре и дежурный помощник начальника следственного изолятора вместе со своим замом лежали на полу собственного кабинета «под присмотром» вооруженных людей в масках. Дорога была открыта, и две штурмовые группы бесшумно двинулись по тюремному двору…
Штурмовали Бутырский замок сотрудники Федеральной службы контрразведки, Московского регионального управления по борьбе с организованной преступностью, и Следственного комитета МВД России. Охрана и служащие следственного изолятора N 2 о предстоящей операции, исключая разве что собственного начальника и одного оперативника, не знали ничего. Все, что произошло с любимым пенитенциарным заведением с 20 на 21 мая, стало для них полной неожиданностью.
О событиях той ночи и загадочном штурме Бутырки объединенными милицейско-фэескашными силами ходит немало легенд. Нам удалось связаться с одним из руководителей этой загадочной операции, который теперь, спустя месяц, решил рассказать некоторые подробности.
Во время «разработки» группы торговцев наркотиками ФСК и Следственный комитет получили совершенно неожиданную информацию, которой поначалу не хотели и верить. По ней получалось, что в одиннадцать часов вечера 20 мая группа уголовных «авторитетов» во главе с вором в законе по кличке Сибиряк собирается приехать в следственный изолятор N 2. Под покровом ночи они решили навестить «безвинных сидельцев» тюремного замка: воров в законе, а также нескольких бойцов солнцевской преступной группировки. В узилище «гостями» планировалась незатейливая программа: передача арестованным всевозможных деликатесов, водки, лекарств, наркотиков и обильное совместное застолье с участием «прекрасных дам»…
При всей своей фантастичности сообщение это подтвердилось. Началась подготовка к операции захвата.
Основной трудностью для руководителей штурма стало, как сотрудники ФСК и ГУВД смогут незаметно попасть на территорию Бутырок. Вооруженная охрана могла в любой момент открыть огонь. В результате родился простой и эффективный план. По понятным причинам мы не можем раскрыть все его подробности.
Только бандитам в отличие от контрразведчиков и милицейских оперативников и спецназовцев, как вскоре выяснилось, прибегать к каким-либо хитроумным трюкам не было нужды, поскольку в следственный изолятор они входили совершенно свободно…
В десять вечера 20-го оперативники рассредоточились около Бутырского замка. Штаб операции расположился в приемной начальника следственного управления города, удобно выходящей окнами прямо на тюрьму.
К одиннадцати у арки главного входа в изолятор и около дома быта, стоящего по соседству, уже можно было видеть толпу в нескольких десятков человек, подъехавших на «мерседесах», «БМВ», «вольво», «линкольнах»… Собравшиеся, собственно, ни от кого не скрывались, стояли совершенно открыто, громко разговаривали, курили. Около полуночи первые двенадцать человек вошли внутрь Бутырки. Шестеро скоро вышли, оставив других гостей внутри… Пора было идти на штурм.
По сигналу бойцы специального отряда быстрого реагирования блокировали стоящих у входа. Следом по разработанному плану просочились в тюрьму, захватили помещение дежурного помощника начальника следственного изолятора вместе с хозяином и его заместителем и с двух сторон ворвались в помещение, где уже вовсю шла «свиданка»… В эфир пошла команда: «Операция закончена, переходим на открытую связь».
Надо сказать, что во время всего штурма атакующие использовали в целях повышения скрытости рации Федеральной службы контрразведки. Поскольку с милицейскими «мотороллами» была опасность «засветиться» перед «коллегами» изолятора.
В результате операции было задержано 34 человека. Среди них восемь женщин. Одна за короткое время от входа в Бутырку до захвата успела «подарить любовь» арестованному солнцевскому лидеру в служебном помещении, ключ от которого любезно был «одолжен» дежурным контролером. Изъяты медикаменты, наркотики, алкоголь, пистолеты ТТ, браунинг, револьвер, кроме того, два радиотелефона сотовой связи, которые должны были установить в камерах для свободной связи с внешним миром…
Сегодня из тех, кто попался в роковую ночь, за решеткой, по информации следствия, остались четыре сотрудника Бутырского замка и семеро «гостей»: один из лидеров солнцевской группировки, при нем, кстати, нашли достоверенТ7е помощника народного депутата, члена Совета Федерации, другой солнцевский «авторитет», боевиктойже группировки, один из которых имел револьвер, второй — браунинг, третий — наркотики, плюс два вора в законе — Сибиряк имел при себе пистолет ТТ и еще один по обвинению в хранении наркотиков.
В результате штурма всплыли удручающие подробности вольных тюремных нравов. В ходе операции обнаружился оглушительно пьяный бутырский старший лейтенант. Какоказалось, в гостях он слишком лихо заложил за воротник, домой к разгневанной семье идти побоялся и отправился спать в родную тюрьму.
Не редкостью были радиотелефоны в камерах, которые в последнее время изымались неоднократно.
Сидя во время следствия в изоляторе N 2, нашел взаимопонимание с сотрудниками изолятора и Сибиряк. Вышел на волю, но дружбу сохранил. Судя по всему, это был далеко не последний визит в Бутырки. При таком положении он и его приспешники могли спокойно навещать своих подельников, обсуждать текущие проблемы, наказывать тех, кто «не то запел» на допросах у следователей… Но полную картину под названием «Бутырская тюрьма, как дом родной», конечно, нарисует только следствие.
…Уже когда все было кончено, 21 -го мая, в четыре часа утра, у входа в многострадальные Бутырки эффектно затормозил джип «чероки». Из него вывалились три накачанных амбала и деловито направились к воротам. «Принятые» бойцами специального отряда быстрого реагирования, они поведали, что, узнав о «напрягах» в изоляторе, немедленно отправились «поставить козлов на место»…