Из опыта борьбы с холерой
Известный российский публицист Владимир Гиляровский часто выезжал как репортер газеты «Русские ведомости» в местности, где свирепствовала холера.
Оригинальные методы борьбы с этой болезнью он наблюдал в Нижнем Новгороде. «Губернатором там, — писал «дядя Гиляй», — был тогда старый моряк Н.М.Баранов, мужчина серьезный и очень энергичный. Когда разыгралась во время Нижегородской ярмарки холера вовсю, он самолично метался всюду и распоряжался. Купцам он прямо приказывал за свой счет оборудовать лазареты и, кроме того, на огромной барже за их счет создал прекрасно поставленный плавучий госпиталь, куда свозил больных. Сам Баранов являлся внезапно в какую-нибудь мастерскую или на завод, где много рабочих, производил осмотр и, конечно, всегда находил грязь и беспорядки. Нечистые спальни, грязные столовые, плохая пища, отсутствие кипяченой воды были всюду, как и до холеры. Найдя беспорядки и указав их, Баранов приглашал хозяина сесть с ним в его пролетку, вез на набережную и лично отвозил на лодке прямо к плавучему госпиталю, где сдавал коменданту:
— Вот, получите нового служителя, пусть моет полы и ведра таскает, — и уезжал.
Когда человек пять таких тузов отправил он в госпиталь, все начали чистить, мыть и перестраивать и кормить рабочих и служащих свежей пищей в чистых столовых. В две недели Нижнего стало не узнать: чистота на улицах и во дворах.
Кроме купцов, отправленных в служители в холерный госпиталь, губернатор стал забирать шулеров, которые съехались, по обычаю, на ярмарку. Их он держал по ночам под арестом, а днем посылал на грязные работы по уборке выгребных и помойных ям, а особенно франтоватых с девяти часов утра до обеда заставлял мести площади и мостовые у всех на виду.
Как-то к Баранову, проезжавшему по площади против ярмарочного Театра, подошел пристав:
— Ваше превосходительство! Как бы неловкости не вышло…
— Что такое?
— А вот извольте видеть этого бритого, который с метлой…
— Где взят?
— В игорном доме. Он сказал, что он уфимский городской голова, Как бы неловко…
— Да! — задумался Баранов и смотрит, как все метут, стараются.
— Что же прикажете, ваше превосходительство?
— Ну если… городской голова, Так отправить его мести мостовую наверх, в город перед Думой! — и поехал.
Потом, обернувшись, крикнул:
— Пусть метет три дня перед Думой!»
Может быть, этот исторический опыт борьбы за чистоту в городе использовать администрации Тюмени?