Все цветы школе
Первое сентября — в моей семье снова есть человек, кому наступил черед идти «первый раз в первый класс». Когда-то этого простого повода хватило бы на целый мешок восклицаний и восторгов. А сегодня?
Сегодня человек размышляет. Человек взвешивает. Человек пытается предугадать, сумеют ли в данном учебном заведении дать малышу именно те знания, которые ему будут необходимы в столь изменившемся мире.
Малыш, ошарашенный всем новым, что заключено для него в пришедшем слове «школа», об этом не думает. Думают деды и бабушки, папы и мамы.
Образование, оставаясь обязательным, перестало быть однообразным. Образование меняется, и ты не знаешь: радоваться этому или пугаться? Образование стало не просто списком приложенных к биографии «пройденных» дисциплин. Оно стало ценностью, которую в отличие от акций МММ отнять у человека нельзя.
Маленький родной человек, кто ты? Каковы будут твои интересы, какие вопросы поставит перед тобою жизнь, какие хитроумные загадки предложит? Хватит ли тебе тех знаний, которые даст выбранная (или не выбранная, а просто подвернувшаяся по месту жительства) школа? Родители выбрали язык, а, может, ты больше склонен изучать червяков и лягушек? Дедушки с бабушками настояли на «математическом уклоне», а может, тебе уже сейчас по ночам снятся нехитрые рифмы детских считалок? Или все наоборот…
Как определиться, как не ошибиться, катапультируя с помощью школы ребенка в далекое далеко? «Далекое далеко, не будь жестоко»… А оно будет жестоким и жестким, оно будет спрашивать. И мы, взрослые, уже не подскажем ответ, не проверим диктант. Сам. Сама. Сами.
И снова думаю о школе. Знает ли она сегодня сама, куда вести, к чему готовить? Или тоже, вместе со всем обществом, бредет ощупью, плетется в хвосте событий, спотыкаясь о проблемы?
Полетела со всем святым устоявшаяся гуманитарная программа. Eще как-то держится математика, вливается и выливается вода из бассейнов, но уже компьютеры предполагают совершенно иной тип мышления, иные скорости решения задач. Дерзко проникает во все предметы иностранный язык. Прагматизм — он и в школе прагматизм, но ведь не взрослому предлагается его рациональный и холодный душ, ребенку. Закаляется? Да. Но и черствеет.
Распалась связь времен… Распалась? Хочу думать, что нет. Хочу надеяться, что вечный школьный консерватизм найдет разумное сочетание новаций и классики. Что сохранится уважение к прошлому и любопытство к будущему. Мир интересен. А школа, уроки, слово учителя, шелест страниц учебника — лишь инструменты для познания этого мира.
И если бы я держал сегодня речь перед школьниками, то не нашел бы ничего лучшего, чем повторить вслед за Пушкиным Александром Сергеевичем:
«Учись… Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Вот такие отрывочные заметки получились. Волнуюсь. Все-таки «первый раз в первый класс».
***
фото: Фото Сергея Русанова