X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Туристическая саморефлексия

Легко думать о себе хорошо, пока не познакомишься с собой поближе. «Теперь узнаете, как хорошо было в Турции», — несколько злорадно комментировали сограждане новость о запрете поездок в эту страну.

А ведь прежде недорогой отдых в Турции регулярно подвергался критике. Действительно, не во всех гостиницах обслуживание было идеальным, номера достойными, а виды впечатляющими. Тем не менее, узнав о невозможности отправиться этим летом на неидеальный курорт и необходимости искать ему замену среди курортов российских, сограждане не обрадовались. В очередной раз стало понятно: туризм внутри страны не только дороже, но и во многих отношениях проигрывает заграничному…

Впрочем, нашлись и те, кто считает иначе. Говорят, что даже такой насильственный метод развития внутреннего туризма — хоть какая-то надежда на его улучшение.

Давайте и мы погрузимся в наш внутренний туризм, его историю и современный облик. Ведь саморефлексия полезна для развития.

Всегда были лучшими

В Тюмени в 1913 году насчитывалось 14 гостиниц, об этом краеведы узнали из книги «Тюмень. Справочник и адрес-календарь по городу и уезду» (составитель Г.Ф. Калугин). В ней приводится и подробный список меблированных комнат. Увы, немногие из них сохранились. Самые известные из ныне существующих: гостиница Ковальского на Пристанской, 14 (говорят, там останавливался русский физик Александр Попов) и гостиница Крутикова на Первомайской, 40. Интересно, что бывшие владельцы этих зданий ничем более не прославились. Вероятно, мы бы и не узнали их имен, если бы они не оставили после себя гостиницы, до сих пор украшающие город. Недавно гостиница Петра Крутикова обнесена строительным забором, здание собираются реставрировать.

Из потерянных навсегда наиболее известна гостиница «Пале-Рояль». Это был деревянный дом на углу Иркутской и Знаменской (Челюскинцев и Володарского). По легенде, в ней останавливался Антон Павлович Чехов. Но в советские годы гостиница сгорела дотла, что стало большим ударом для истории города. Впрочем, возможно, сам Антон Павлович недолго грустил бы по этому поводу. Вот что он вспоминал о Тюмени: «Квартиры скверные, улицы грязные, в лавках все дорого, не свежо и скучно, и многого, к чему привык европеец, не найдешь ни за какие деньги». Но отмечал и приятный факт: «Не слышно, чтобы у проезжего что-нибудь украли. Нравы в этом отношении чудесные, традиции добрые.»

Хотя наши нравы не всем гостям пришлись по душе. Ипполит Завалишин, литератор и этнограф, брат мореплавателя Николая Завалишина и декабриста Дмитрия Завалишина, бывал в нашем городе в 1861 году. Вспоминал о нас следующее: «Тюменское общество крайне самолюбиво. Послушавши их, зажмурив глаза, можно, пожалуй, подумать, что их город восьмое чудо света! Но в этом чуде нет решительно ни одной улицы (не исключая и главной, Александровской, идущей от собора до ялуторовской заставы), которая б была не только мощена, а хоть выровнена своим земляным полотном! Такой адской грязи — со свечой поискать в нашей матушке России!»

.Помните, как блогер-урбанист Илья Варламов, размахивая руками, несколько раз в своих видео нам доказывал: «Неправда, Тюмень — далеко не лучший город даже в России». Наивный! Мы не поверили Чехову, не поверили Завалишину, что нам Варламов? Теперь-то у нас даже дороги есть.

Анастасия Богданова, Оксана Чечета

В погоне за звездами

Отдельного внимания стоят гостиницы советские. Вера Полозкова, современная поэтесса, гастролирующая по России, описывала их все так:

Бурый ковролин, белый кафель в трещинах,

Запах казенного дезинфицирующего,

Коридоры — как взлетные полосы,

И такое из окон, что даже смотреть не хочется.

Впрочем, в Тюмени все совершенно не так драматично. Действительно, архитектура советских отелей значительно уступала гостиницам дореволюционным. Теперь одинаковые бетонные коробки пытаются разнообразить, местами успешно. Так, фасад «Нефтяника» обшили. У «Востока» на фасаде можно увидеть световое шоу, а к празднику его украсили плакатами времен Великой Отечественной войны. С советских времен реконструировали и внутреннее убранство, улучшили уровень обслуживания. У отеля «Восток» заслуженные три звезды. А вот бывшую гостиницу «Заря» решили убрать с глаз долой. Недавно даже здание снесли. Заменят ли ее чем-то лучшим, еще предстоит узнать.

Анастасия Богданова, Оксана Чечета

К слову, именно с «Зарей» связана еще одна легенда. Говорят, в ней останавливался Владимир Высоцкий. Но так ли это на самом деле — загадка. Eще недавно никто не сомневался, что поэт и артист бывал в нашем городе, а гостиница была одна. Трудно усомниться, что песня «Один чудак из партии геологов» или стихотворение «В нас вера есть — и не в одних богов» написаны не под влиянием личных впечатлений поэта. Но удивительно — каких-либо точных документальных подтверждений, что Высоцкий был в городе, так и не удалось найти.

Чтобы не допускать ошибок прошлого, современные гостиницы решили увековечивать память об именитых гостях. Недавно в гостинице «Восток» появился именной номер Жириновского. Алексей Гоцык, генеральный директор отеля, объяснил это так: «Номер Жириновского был создан в рамках нашего масштабного проекта. Мы бы хотели вернуть былое уважительное отношение к профессиям. У нас есть номер учителя, сапожника, кузнеца, ковровщицы — ведь Тюмень славилась своими коврами. А номер Владимира Жириновского — это номер юриста». Но политик, говорят, правда бывал в гостинице, останавливался в ней в 1979 году.

А недавно на своей странице в фейсбуке генеральный директор гостиницы «Спасская» Виталий Самойлик написал, что собирается сделать номер, посвященный Борису Гребенщикову. Тот приезжал к нам в конце апреля и вроде бы даже писал песню в одном из номеров «Спасской». Это и стало поводом для идеи создать именной номер.

Анастасия Богданова, Оксана Чечета

День сегодняшний

Современные гостиницы разнообразны. Сегодня в Тюмени можно отдохнуть рядом с портретом Жириновского, в большом замке или вблизи аквапарка и термального источника. Природно-реабилитационный центр «Гнездо» на своем сайте предлагает необычные места для отдыха на природе. Тут есть домик на дереве, рассчитанный на восемь человек. Домик располагается на шести живых соснах, а из крана на его кухне течет горячая вода. «Гнездо» предлагает также остановиться в двухэтажном деревянном доме с горкой, спускающейся прямо со второго этажа — для тех, кто не любит лестниц. Или в доме-автобусе с печкой на дровах и большой кроватью.

В 2021 году мы уже получили первые отзывы туристов. Они, как это часто бывает, разнятся. Чаще всего они едут на наши термальные источники и в аквапарк. Кто- то говорит, что наши водные горки значительно опережают и Казань, и Eкатеринбург. Но отмечают и минусы — детская зона не очень безопасна, музыка иногда слишком громкая и неуместная, а у жильцов отеля нет возможности сходить в аквапарк и спа-зону без тех, кто в отеле не живет. Такая возможность есть все в той же Турции — жители отелей при спа-центрах могут посещать бассейны и процедуры за два часа до открытия дверей для всех желающих.

В общем, нашему городу есть куда стремиться. А туристы помогают нам не ослепнуть от любви к родному месту. Наша самоуверенность, впрочем, за столетия тоже стала своеобразной достопримечательностью. Так что не будем от нее отказываться.

***
фото: Бывшая гостиница Крутикова ;Гостница «Нефтяник» ;Тюменский отель современного образца ;Домик на дереве в «Гнезде».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта