Любовь сохраняет кости и открывает звезды
В субботу, в Ночь музеев, я бегу в зал космоса, расположенный в музее «Россия — моя история». Там вместо потолка — купол мини-планетария, а стены исписаны цитатами из Сергея Королева и Станислава Лема. Ученый и фантаст, благодаря которым человек впервые отправился в космос, имели кое-что общее — они мечтали о звездах.
Махом преодолевая три этажа музея, забегаю в космический зал и запрокидываю голову, торопясь увидеть звезды. Но вместо них под куполом иконы и православные церкви, сменяющиеся почему-то игрушечными талисманами Олимпиады в Сочи.
— А где звезды? — удивленно спрашиваю я пустоту.
Пустота отвечает мне голосом мужчины, который так же, как и я, смотрит в потолок.
— А звезды — это не патриотично. На флаге какой страны есть звезды? Во-от! — иронизирует он.
Но мне не смешно, обидно. Нет, не за патриотический ролик (хотя его качество могло бы быть и лучше), а потому что я не понимаю — насколько же надо не уважать историю страны, чтобы в зале, посвященном покорению космоса, почти ничего не оставить от космоса?
Впрочем, не все так небрежно относятся к истории. Eсть и те, что посвящают ей свою жизнь, тратят на нее большие деньги и жертвуют ради нее здоровьем. Как минимум пальцами. И познакомиться с влюбленными в историю людьми представилась возможность в Ночь музеев.
В длинных путешествиях не до маркетинга
В эту ночь в музее «Россия — моя история» лекцию читала Светлана Скочина, старший научный сотрудник в секторе археологии и природных реконструкций Тюменского научного центра. С собой она привезла настоящие драгоценности — орудия труда и охоты поселений каменного века. Поселение, найденное археологами, располагалось вблизи нынешнего Ишима.
Интересно, что спустя тысячелетия мы начинаем понимать, что жизнь человека в каменном веке была мудрее устроена, чем могло показаться. Человек почти не оставлял после себя мусора. Каждая кость добытого животного становилась иглой либо инструментом для обработки шкур, либо оружием для охоты и рыбалки. Древние люди искали применение всему, что попадало им в руки.
Вместе с костями в коллекции Скочиной — кувшины с орнаментом времен палеолита.
— Доподлинно сказать, значил ли узор что-то или нет, трудно, все это на уровне предположений, — говорит Светлана Николаевна. — Но многие исследователи думают, что рисунок имел смысл. Либо здесь изображены окружающие ландшафты, вот эти волны — река, а треугольники — холмы или горы. Либо и вовсе — религиозные мотивы, то есть нижний и верхний миры.
Светлана Николаевна отмечает, что наши орнаменты отличаются от орнаментов других поселений Зауралья. Там рисунки были более подробными: изображались птицы, рыбы и даже люди. Здесь же предпочитали абстракции. Совсем другая культура.
Скочина зазывает слушателей лекции в музей археологии на Червишевском тракте, 13. Дарит книги «Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям».
— Я думаю, может, обратиться за помощью в музей для реализации наших книг? — говорит Светлана Николаевна. — Дело в том, что мы занимаемся исследованиями, но совершенно не умеем заниматься реализацией. Так и пылятся наши труды в архивах…
«Археология — это всегда путешествие в прошлое, настолько далеко, что живых свидетелей уже не отыскать. Оно начинается в экспедиции и продолжается значительно дольше, чем полевой сезон — по сути дела все время, пока твои мысли заняты поисками ответов на поставленные им вопросы», — пишут в предисловии подаренной нам книги. Нередко эти путешествия занимают всю жизнь археолога. Но мы не увидим ни рекламы этих исследований, ни пышных презентаций. Тем не менее, поддержать ученых можно. Например, посетив их музей.
Очень полное увлечение
Я с удивлением смотрю, как на улице перед музеем детей заковывают в деревянные колодки, а рыцари в доспехах замахиваются над их головой мечами. Все хохочут, особенно родители малышей.
— Ну все, останешься тут, — пугает девочку папа, снимая ее обеспокоенное лицо на телефон.
Дмитрий Казаков, сотрудник музея «Россия — моя история», предлагает мне взвесить в руках железный шлем европейского средневекового рыцаря, эти доспехи собрала группа энтузиастов «Конфедерация госпитальеров». Шлем тяжелый, я с трудом удерживаю его двумя руками.
— А теперь давайте примерим, — говорит Казаков. — Ну не бойтесь, я придержу, чтобы вы шею не сломали.
Несмотря на слабое сопротивление, я каким-то образом оказываюсь внутри шлема. Здесь как в железном ведре — темно и страшно. Не успеваю я опомниться, как подбегает рыцарь в доспехах и сует мне в руку меч.
— Только осторожно, не пораньтесь и никого не пораньте, он острый, — говорит рыцарь.
Вцепляюсь в тяжелый меч изо всех сил. Больше всего мне хочется попросить: отпустите меня! Но вместо этого я благодарю доблестных рыцарей — они стараются от всей души. Не успеваю я освободиться, как Дмитрий Казаков несет шлем русского воина.
— Он легче, — ободряюще говорит Дмитрий. — Давайте примерим!
Я с улыбкой отступаю. Интерактивные уроки истории, придуманные музеем, это хорошо, но шея дороже… На пути моего отступления появляется кузнец «Конфедерации госпитальеров», он работает с наковальней и детьми. Те со всей силы лупят по металлической проволоке молотком, пытаясь сформировать какую-нибудь фигуру. Очередной удар милой девочки в розовом приходится по пальцу кузнеца. Тот вымученно улыбается.
— Наконец-то, — сжав зубы, говорит он. — А то товарищи переживали, что сегодня мне по пальцам не попадут.
Кузнеца зовут Сергей Шастунов, средневековьем и рыцарями он увлекался с детства. Увлечение переросло в серьезное хобби. Осознав дефицит доспехов, Шастунов научился ковать их сам.
— Мне нравится работать руками, — объясняет Сергей. — Замечательный человек Роман предоставил нашему клубу собственный частный дом, так что у нас есть спортивный зал и прилегающая к дому территория. Занимаемся мы фехтованием и историческим средневековым боем. Он, кстати, был внесен в реестр спорта Российской Федерации в 2020 году. Так что теперь это официальный вид спорта.
Рыцари и занимаются обучением, и ездят на соревнования. В 2018 году выезды тюменцев на фестивали происходили каждый месяц по всем городам России. Бои делятся на массовые и на «один на один», всеми видами боя владеют тюменские рыцари.
— Это очень наполненное хобби, — объясняет Сергей. — Здесь обязательно нужно изучать историю, готовить себе костюмы, заниматься спортом и физкультурой.
В «Конфедерации госпитальеров», между прочим, могут состоять и девушки. С крепкой шеей и нервами.
Красавица из Норвегии
На улице расположилась выставка ретроавтомобилей. В этот раз OldMotors приготовили кое-что особенное — уникальный для России Volkswagen Beetle. Машину привез из Москвы в Тюмень Eвгений Бушуев, лидер OldMotors.
О клубе мы неоднократно писали. Это сообщество людей, которые посвятили себя восстановлению ретроавтомобилей. Машины реставрируют не просто для красоты: задача участников клуба поставить их на колеса и дать новую жизнь. На счету клуба более 40 восстановленных автомобилей. Но этот «жук» — уникальный.
— Он 72 года выпуска и прибыл к нам из Норвегии. Сначала попал в Самару, а потом в Москву, — говорит Бушуев. — В Москве-то я его и выкупил. Вот с мая начали регулярные выезды.
Разные «жуки» выпускались около 60 лет, но эта модель сходила с конвейера всего два года. Как рассказал Eвгений, звук оппозитного двигателя «жука» считался самым узнаваемым звуком мотора. Тем не менее, на цене машины в России такая популярность не сказалась. «Жуки» все еще очень дорогие для ретроавтомобилей. Версия же этого «жука» и вовсе считается спортивной, с объемом 1,6 вместо стандартных 1,3.
Желающих сфотографироваться с машиной — очередь, настолько необычно она выглядит. Будто сошла со старых европейских кинолент. Но немногие догадываются, сколько за этой красотой работы.
— Восстанавливали ее с января, — говорит Eвгений. — Только сварка заняла три недели. Ко всему прочему, доставка зимой оказалось проблемной. Генерал Мороз нас победил. До гаража автомобиль тащили на удавке, люди удивлялись, некоторые спрашивали, что это за машина. Особенно поразил водитель погрузчика, который специально нас догнал, — вспоминает Eвгений.
Впрочем, он не жалеет ни о потраченных деньгах, ни о силах. Наоборот, новый автомобиль его вдохновляет.
— Буду пробовать себя в новой роли жуковода, будет весело и интересно, однозначно! — уверен Eвгений.
…Влюбленные в историю люди заполнили в эту ночь многие локации. Тайны купеческой Тюмени разгадывали в домах-музеях Колокольниковых и Машарова. Современность изучали в «Конторе пароходства». Жаль только, не нашлось энтузиастов, готовых постоять за историю освоения космоса. Впрочем, возможно, скоро ситуация изменится. Предприниматель Eвгений Гудов в начале года рассказывал, что его команде удалось выиграть право проведения международной конференции планетариев в России в 2022 году. Главный планетарий его команды расположен в Санкт-Петербурге, вот-вот откроется сочинский, работает небольшой планетарий в Армении. Ими же запланировано открытие планетария в Тюмени в круглой бане.
ФОТО VK.COM
***
фото: