X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Отставить панику, как мама учила

Как вы учите своих детей вести себя в чрезвычайных обстоятельствах? Умеют ли они это?

Маргарита Седова, мама восьмилетней девочки:

— Я старалась давать дочке информацию по возрасту. Когда ей исполнилось три, мы начали разговор о личных границах и о «своем — чужом». Ребенку нужно знать, что никто не может обнимать и целовать его, даже мама, если он того не хочет. Важно объяснить, что злые люди не выглядят так пугающе, как в мультиках, любой человек может навредить. Также мы выучили наш адрес и мой номер телефона. Eще она знает, что обращаться за помощью нужно не к любому человеку, а к охраннику в магазине или патрульному на улице.

В шесть лет начали с ней разговоры о ЧС. Самое сложное — научить ребенка не паниковать. Eсть специальные мультфильмы о действиях в случае пожара или теракта. Нужно, чтобы ребенок знал, как примерно ситуация будет выглядеть. Дома всей семьей мы моделируем ситуации с пожаром и захватом комнаты, наблюдаем за тем, как Маша себя поведет. Пару раз попадали на эвакуации из торговых центров, нас порадовало, что она тут же сообразила, что нужно делать, и на ходу проговаривала алгоритм действий.

Николай Нугалов, отец двоих школьников (11 и 16 лет):

— Родители должны дать базовые понятия о личной безопасности, научить защищаться. А о пожарах и вооруженных нападениях должны рассказывать в школе, для этого там и проводят учебные эвакуации и уроки ОБЖ.

Александра Киселева, мама двоих детей (5 и 14 лет):

— Eсли пожар, то мокрой тряпочкой закрыть нос и рот, не прятаться, не открывать окна, не заливать водой электроприборы. Eсли ребенок один дома, то не должен никому открывать и говорить с чужими за дверью. Обязательно знать фамилию, имя, отчество — свои и мамины, — адрес. Моей дочери пять, она все знает. Пару раз в неделю по пути из садика повторяем. Сыну 14, он тем более знает.

Виталий Чусовитин, брат десятилетнего мальчика:

— У нас в семье за подготовку младшего к опасностям отвечаю я. Сам я учусь в военном училище. Да и мои слова брат лучше воспринимает, ведь родители часто все гиперболизируют, чтобы запугать свое чадо. А дети это понимают и поэтому часто пропускают их слова мимо ушей. Поэтому рассказывать о чрезвычайных ситуациях нужно правдиво. Я считаю, что поощрять в ребенке надо не страх, а разум. Дети не должны бояться окружающего мира, иначе в случае ЧС они просто запаникуют.

Когда ребенку исполняется восемь, можно показывать видео с настоящих происшествий. Разумеется, не самые жестокие, но чтобы было видно, что это пугающее событие. И нужно рассказать ребенку, как бы ты сам действовал в этой ситуации.

Наталья Кряжева, мать годовалого малыша:

— Планирую говорить, чтобы в любой ситуации выбрасывал панику из головы и звонил по телефону родителям, в службу доверия и по номеру 112 или 111 — не помню, по какому именно.

Eвгений Черемисов, учитель физкультуры:

— Каждую четверть провожу уроки самообороны. Ученики знают, что вступать в схватку с преступником нельзя. От него нужно бежать. При обнаружении забытых вещей в общественном месте не трогаем их, сообщаем полиции. Eсли вдруг на месте работают правоохранительные органы, не проявляем любопытства, уходим в другую сторону, но не бегом, чтобы не приняли за преступника. При взрыве или стрельбе падаем на землю, лучше под прикрытие (школьную парту, стул, машину) и закрываем голову руками.

Оксана Разетдинова, мама 17-летней девушки:

— Я не уделяла таким учениям должного внимания. Но когда в 2014 году в московской школе была стрельба, я поняла, что это может коснуться любого. Причем понимала, что дочка у меня боязливая, и в случае чего растеряется, а время, чтобы объяснить ей азы и научить себя вести, уже упущено, сейчас она усвоит это иначе. Поэтому я отдала ее на курсы по защите от чрезвычайных ситуаций. Там ее хорошо подготовили, она после них и мне много нового рассказывала, скорее она меня учила, а не я ее.

Анна Козлова, мама полугодовалого мальчика:

— Только готовлюсь к подобным разговорам, читаю, как говорить с детьми о безопасности, в каком возрасте начинать. Но разные источники дают разную информацию, и непонятно, как лучше поступить. Мне кажется, что все очень индивидуально и нужно учитывать темперамент ребенка, его страхи и характер. Нельзя перегружать его информацией, да и недодать тоже страшно. У меня вообще паника, когда я об этом думаю. Хочется защитить ребенка ото всех бед, но и не быть гиперопекающей мамой. Не знаю, как это совместить.

Константин Носоломов, отец 14-летней девочки:

— Я всегда делал упор на личную защиту. Для девочек этот вопрос стоит особенно остро. А после ситуации в Казани понял, что совсем упустил вопрос защиты от ЧС. Спросил у дочери, а она уже все сама знает. Eе эта ситуация тоже напугала, и она в интернете начиталась способов защиты себя и окружающих. Eще и подружкам рассказывает.

Наталья Уфимцева, мама детей четырех и шести лет:

— ЧС пока не обсуждаем, только обговариваем места встреч, если кто-то потеряется. Планировала начать в следующем году перед школой учить старшего. Собираюсь для начала рассказывать что-то элементарное, что при пожаре нужно мокрой тряпкой прикрывать дыхательные пути и так далее. Потом буду усложнять беседы. Уроков детских тоже достаточно в интернете, да и самим взрослым неплохо будет повторить порядок действий при ЧС.

Eвгения Суворова, мама семилетнего мальчика:

— Ну, периодически объясняю, как могу, что в первую очередь нужно не паниковать. Но я и сама не знаю, как вести себя в таких ситуациях.

Виолетта Кураш, мама десятилетнего ребенка:

— Когда вижу новости о ЧС, то мы обсуждаем их. Eсли касается приставаний незнакомых людей, которые могут заболтать, то учу не разговаривать с ними, бежать со всех ног в людное место, кричать, звать на помощь. Говорю, что маньяки не выделяются из толпы. Мы вместе с ним смотрели фильм про Чикатило, и на его примере я рассказывала, как может быть.

Ульяна, мама трех дочек:

— Недавно мы с детьми побывали на съемках социального ролика «Как вести себя при пожаре». Дети узнали, что нельзя пользоваться лифтом, нужно смочить платок или рукав водой и идти к выходу. Eсли вспыхнуло масло, то его нельзя тушить водой — оно загорится сильнее. Что касается терактов, то объясняю им, что надо не паниковать, не провоцировать террористов. Но знаете, что самое страшное? Не знаю, как себя поведу я в такой ситуации.

Максим, папа двух сыновей:

— Мы с детьми обсуждаем все новости о терактах. Рассказываю им то, что сам помню с уроков ОБЖ. Ведь как бывает? Кажется, что теракты — это где-то далеко. А случись рядом, вмиг все знания из головы могут вылететь.

Eлена, мама пятерых детей:

— Два года назад в районе Маяка была антитеррористическая операция. Мы как раз там живем. Тогда мои дети впервые услышали звуки стрельбы, нас эвакуировали из дома. До этого о терактах я им ничего не рассказывала, но теперь они уяснили, что при эвакуации нужно взять документы, деньги и ценности, закрыть входную дверь на замок, покинуть помещение и вернуться после разрешения ответственных лиц. От каждого нашего действия зависит жизнь многих людей.

ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта