Пап, купи мне книжку!
Возможно, это не для первой страницы серьезной газеты, но уж очень тревожит. Наши дети в большинстве своем совсем перестали читать. Хватит им мультиков и фильмов? Не хватит. Они дают впечатления, дают настроение, развлекают, но почему-то совсем не учат думать и придумывать. А еще мультики и фильмы почему-то быстрее уходят из души, чем книги. Может быть, потому, что их очень много? Или потому, что они не столь глубоки? Не знаю.
В детстве меня и мою подругу наказывали тем, что не пускали в библиотеку, вернее, в библиотеки, потому что мы были записаны аж в трех. Причем интересные то были библиотеки. Художественную литературу в них выдавали, только присовокупив с ней так называемую любознательную. Понятное дело, мы артачились — больше хотелось приключений, фантастики или про любовь, как в «Дикой собаке Динго». Только потом, со временем, мы прозрели, поняв: замечательно позаботились о нашем кругозоре милые женщины «самой тихой профессии».
Уже студенткой, приезжая домой на каникулы, я всегда шла в самую любимую из моих библиотек, и там меня от души нагружали книгами, не забывая и о любознательных». Трогательные воспоминания…
Несколько лет назад я попробовала записать в библиотеку сына. Записала, но ходили мы совсем недолго. Все самые хорошие книги, как оказалось, были там, для надежности, в читальном зале. А за теми, которые были доступны всем без исключения, не хотелось так далеко ходить…
Про библиотеки моего детства он теперь слушает, как слушают сказку. Завидует. Хотя дома у нас много книг — они уже очень знакомые. Даже те, что еще не читаны, примелькались ему корешками. Мне кажется, что в моем детстве к чтению, к библиотеке даже самых хулиганистых мальчишек привлекал уже сам свободный доступ к литературе, возможность поиска. Мы как клад искали, разбредаясь между стеллажами чуть ли не всем классом.
Время другое. Библиотеки не те. И все-таки книги можно купить, если, конечно, есть деньги, и ведь непростительно дорого. Непростительно для всего нашего государства. Однако есть немало семей, в которых находят деньги на многое другое и не находят на детские книги. Недавно я наблюдала, как в книжном магазине милейшая особа лет четырех долго теребила за рукав своего папу и канючила: «Пап, ну купи книжку, ну купи… вон ту, про доктора Айболита, я про него кино видела!» «Отстань, сильно дорогая твоя книжка, мама рассердится». Так и ушли, а через несколько минут я столкнулась с этой же «парой» у коммерческого киоска. Ребенок, уже забыв про книжку, снимал обертку с жвачки, а папа укладывал в пакет пару «пузырей» ликера, который стоил гораздо больше «Айболита».
Дети стали мало читать еще и потому, что мало читают взрослые. И сами по себе, и — своим малышам. Порой и книжек полно, и полчасика перед сном для любимого дитяти выкроить не сложно, но мы опять отсылаем к экрану за мультиками, хотя, право, в раннем возрасте практически не существует таких «человеков», которые бы не любили послушать книжку в мамином или папином исполнении… Телевизор-то, он одно и то же показывает для всех, а такую книжку в этот момент, может, только одному тебе на целом свете читают. И только одному тебе, может, за целый день наконец весь, безраздельно, принадлежит всегда строгий папа или всегда чем-то недовольная мама. А еще, оказывается, им тоже бывает смешно вместе с тобой!.. Какая хорошая эта книжка!
Вообще, тема о «пользе чтения» бесконечна, особенно о пользе совместного «детско- взрослого чтения». Всмотритесь в себя, вдумайтесь, вчувствуйтесь. Неужели вы настолько повзрослели и постарели, что вам и самому никогда не хочется почитать детские книги — ну хотя бы из числа тех, что почему-то не попали в ваши руки, когда вы были маленьким?
Однажды я, благодаря вопросу сына, сделала открытие. «Мама, — спросил он,- а почему есть великие русские писатели, есть великие советские и нет великих детских?» Вопросик, согласитесь, «на засыпку». И «засыпалась», не найдя ответа. Искала целый год, потом поняла, что ни один великий писатель не бывает абсолютно детским или абсолютно взрослым. В любой талантливой детской книжке есть что почитать дяденькам и тетенькам. Вот купила для своих детей «Вредные советы» Григория Остера, и так они мне понравились, что первой их сама и прочитала, и уже цитирую почти наизусть:
«Eсли ты весь мир насилья
собираешься разрушить,
и при этом стать мечтаешь
всем, не будучи ничем,
смело двигайся за нами
по проложенной дороге,
мы тебе дорогу эту
можем даже уступить».
Где эксперты, способные определить, взрослое это или детское? Это просто талантливое. Возвращаясь же и к цитате, и к теме разговора, хочу в заключение ехидно заметить: стать всем, не будучи ничем, обычно как раз и мечтают люди, которые в детстве читали очень мало книжек.
***
фото: «Пусть Пушкин учится». Фото Сергея Киселева