Off-shore наоборот
Тюмень по праву считается одним из финансовых центров России. Во всяком случае, до сих пор считалась. Но ситуация может измениться…
Недавно информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщило о принятии в Иркутской области закона о налоговых льготах для банков, кредитных и страховых организаций. Согласно этому закону полностью освобождена на 1995 год от налогообложения прибыль финансовых учреждений, полученная от предоставления целевых кредитов на финансирование областных и федеральных программ развития хозяйства региона, капитальных вложений в производственную базу предприятий. Значительно снижены платежи за предоставление кредитных ресурсов крестьянским (фермерским) и другим хозяйствам агропромышленного комплекса.
В целом же налог на прибыль банков, кредитных учреждений и страховых организаций, расположенных на территории Иркутской области, законом устанавливается в размере 30 процентов, средний же размер налога на прибыль банков в России — 35%.
Интересно, что тюменские законодательные и исполнительные органы власти совсем иначе подходят к проблеме регулирования взаимоотношений в финансово-кредитной сфере. Всего два примера:
— 19 мая 1994 года вышло постановление главы администрации г. Тюмени о введении с 1 июня налога на валютные операции в Тюмени (а с 1 июля под давлением банков города администрация его отменила);
— в сентябре этого года комиссия по бюджету городской Думы вносит предложение о введении дополнительного налога в размере 8% на прибыль банковских учреждений.
Eсли последнее предложение будет принято городской Думой, то у тюменских банков одним — муниципальным — налогом станет больше. Состав городской Думы не позволяет банкам надеяться на отклонение нового налога.
До последнего времени Тюмень по праву считалась одним из финансовых центров России, но ужесточение фискальной политики вряд ли будет способствовать притоку денег. Стоит напомнить городским властям, что существуют и иные способы сокращения дефицита бюджета, кроме увеличения налоговых ставок. Во многих регионах страны сейчас получили широкое развитие целевые муниципальные займы (вспомним опыт Нижнего Новгорода или некоторых московских префектур). Правда, у займов есть одна неприятная особенность — их надо отдавать, да еще с процентами. Для этого же необходимо думать об эффективном использовании бюджетных средств.
Мировая практика показывает, что высокий уровень налогов на конкретной территории вызывает, во-первых, отток части финансовых ресурсов в регионы с более благоприятным налоговым климатом, во-вторых, массовое уклонение от налогов и уход денег в «тень».
«Off-shore» (англ.) — экономический термин, означающий льготный режим налогообложения прибыли для предприятий, расположенных в данном регионе или стране (отсюда — понятие «офшорная зона»).