Щупальца «Спрута». Русский вариант?
Одна из новинок тюменского видеорынка — трехчасовая криминальная драма «Рэкет», снятая в России.
Она более всего интересна именами в титрах. Во-первых, Виктор Мережко, один из самых известных наших кинодраматургов и ведущий «Кинопанорамы», как один из сценаристов (его соавтором стал режиссер-постановщик картины Эрнест Ясан). Во-вторых, Наталья Данилова, Анна Самохина, Александр Демьяненко (увы, знаменитый комедийный Шурик изрядно постарел) в актерском списке «Рэкета». В-третьих, главный герой, телерепортер Корнилов, почти буквально «списан» с петербуржца Александра Невзорова, а сенсационно-разоблачительная программа «Радар» сразу заставляет вспомнить «600 секунд».
Честно признаюсь, что магнетизм этих имен заставил меня смотреть картину, которая скорее предназначена для ТВ, чем для кинотеатра. Бесконечный русский криминал на экране основательно поднадоел. Вариантов, по-моему, три: либо это боевик с чудо-героем-одиночкой (неплохой недавний пример — «Америкэн бой»), либо что-то вроде комедии, где «мафия районного масштаба» представлена здоровенными придурками на иномарках («Игра на миллионы»), либо все-таки попытка сделать серьезное и страшное кино «как есть на самом деле». Но так как снимают страшновато, а на самом деле все происходит еще более жутко — то и смотреть, право, не очень хочется. «Рэкет» отнес бы к третьей «группе», причем с заявкой на продолжение, на сериал — так сказать, наш отечественный «Спрут», разве что без комиссара Каттани…
Правда, создатель «Спрута» Дамиано Дамиани заставлял своих героев колесить по родной Италии и даже пересекать границы, лишний раз подчеркивая масштабность, международность мафии. В нашем случае обычно все ограничено достаточно локальной территорией — хотя «щупальца» тоже могут тянуться невероятно далеко. В «Рэкете» это Афганистан, поданный без всякой героики и с мрачной, теневой стороны: наркотики в цинковых гробах, разбой под видом «нападений душманов», будущие боевики, научившиеся убивать именно там, на неправедной войне. По версии авторов фильма, в грязных делах были замешаны и высокопоставленные военные — один из них представлен в «головке» преступного клана, прибравшего к рукам большой город.
Что касается сюжета, то тут много традиционных ходов (может, это сама жизнь в ее «чернушных», криминальных проявлениях удивительно однообразна?). Расследование. Мучительный поиск свидетелей, которых запугивают либо убивают. Некая обольстительная путана (невероятно красивая Анна Самохина), дочка продавшегося мафии адвоката (а в этой роли снялся сам Виктор Мережко). Наемные убийцы во главе со своим боссом (довольно неожиданная роль по-русски могучего и колоритного Алексея Степанова, открытого телевидением в «Михайле Ломоносове»). Милиция, морг, темные улицы, на которых хозяйничают машины с подменными номерами, «секретное» кладбище для тайно убиенных (просто-таки списанное с натуры, нашлось такое в Питере в бытность его еще Ленинградом). Короче, полный, «обязательный» набор, присущий жанру в его сегодняшнем российском варианте. Добавлю — более чем мрачном варианте.
Возможно, я не прав, но искренне скажу, что такие ленты могут быть настоящей мафии только на руку — ненавязчиво, постепенно, последовательно они внедряют в обыденное сознание простую и предельно трезвую мысль: не связывайся. Не высовывайся из «окопа», если хочешь жить. Eсли дорожишь своей семьей, а особенно, детьми. Тот, кто не молчит, должен умереть — так, кажется, звучит негласный закон сицилийской мафии. Наша ничем не лучше, а наоборот — она ближе, она не по телевизору в старом «Спруте», а здесь и сейчас.
А потому, отсидев «Рэкет» до конца (как положено обозревателю), скажу: вашим криминалом сыт по горло. Лишено оптимизма и добрых эмоций не рождает. Хочу смотреть другое! Пусть это будет бездумная, шалая Эммануэль. Там море, там красивые женщины и там не убивают. По крайней мере, в кадре.